Темы

Сердце отдаю детям: народному учителю Беларуси Валерию Барашкову – 70 лет

Сердце отдаю детям: народному учителю Беларуси Валерию Барашкову – 70 лет

Сердце отдаю детям

Так называется книга советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского, для которого высшей ценностью всегда была личность ребенка. О своем сердце, отданном детям, может говорить и преподаватель физики Могилевского государственного областного лицея, обладатель уникального звания – Народный учитель Беларуси – Валерий Васильевич Барашков, посвятивший педагогической деятельности больше 40 лет.

На днях любимец не одного поколения выпускников отметил красивый юбилей. В приветственном адресе учителю Глава государства Александр Лукашенко назвал неоценимым вклад педагога в воспитание подрастающего поколения, а его труд – ярким примером служения белорусскому народу.

«Вам присущи все качества, которые должны быть у настоящего педагога: творческое начало, доброта и внимание к ученикам, чуткость и желание делиться своими знаниями и душевным теплом», – говорится в поздравлении.

В недолгих паузах между потоками поздравлений нам удалось расспросить именинника «о доблестях, о подвигах, о славе».

– Вы – добрый, мудрый, в хорошей физической форме и ясном уме. Самое время поинтересоваться эликсиром молодости…

– Эликсир простой – я забальзамирован. Но бальзам этот необычный, ни в аптеках, ни в магазинах не продается. Это аура детей, с которыми я общаюсь. Говорят, что у врачей, которые позитивно относятся к жизни, пациенты переносят заболевания легче и чаще выздоравливают. Так же и с учителями, которые по-доброму относятся к ученикам. Главное, не путать доброту со вседозволенностью. Это ведь понятно, что дети могут что-то не выучить, что-то не понять, не с первого раза всем все дается, и в этом нет никакой беды.

Бывает, на первых уроках ребенок смотрит на тебя с таким недоверием… Он понимает, что физика для него и так сложна, а тут пожилой учитель, сейчас будет колы ставить, ругать… Конечно, страшно. Потом проходит где-то месяц, два, четверть, и он облегченно вздыхает…

– Чем было обусловлено ваше решение пойти в педагогику?

– Нам, детям послевоенного поколения, было непросто. Я учился в Чаусской школе. Зимой на занятиях сидели в валенках, шубе и перчатках, а чтобы стереть с доски, приходилось греть тряпку в печке. Но родители нас, троих детей, любили и поддерживали. Мама сначала была учительницей начальных классов, потом домохозяйкой, а папа всю жизнь проработал в торговле. И я, как мне кажется, взял от них все лучшее.

Ну и, конечно же, очень повезло с учителями, а особенно с учительницей математики Дианой Константиновной Олейниковой, заслуженным учителем СССР и кандидатом наук, с которой мы до сих пор поддерживаем отношения. Есть такие учителя, которые своих учеников делают своими коллегами. Вот и она из этой когорты. Пришла к нам, когда я был в 8-м классе, и заставила меня учиться по-настоящему. Я был отличником по математике, а она пришла – я стал тройки получать, потому что повысились требования, ведь она была не только доброй, но и требовательной. И оценку у нее нужно было заработать. И вот, глядя на своих учителей, а особенно на нее, я решил пойти в педагогику.

– Можно ли говорить о том, что вам повезло с местом работы?

– Лицей дал мне даже не второе, а третье дыхание. Потому что в последние несколько лет работы в сельской школе на самом деле дыхания не хватало. Сокращалось количество детей, приходилось вести не только физику, но и пение. А мозгу требовались прорывы. Хотелось научить детей очень многому, а возможностей таких не было.

В лицее я – 30 лет, с момента его основания. Тут собрался очень интересный коллектив единомышленников. Мы ходили в походы, организовывали вечера. Занимались не только уроками, но и плотно общались. Первым поколениям лицеистов так нравилось, как мы, взрослые, дружили, что они тоже задумывались над тем, чтобы пойти в пединститут.

К тому же наша дирекция всегда прислушивалась к мнению учителя, уважала его. А это ведь очень важно в работе. Я периодически бываю в Минске на совещаниях, и там поднимается проблема – дети не хотят идти в школу. У нас в лицее другая проблема – дети не хотят идти домой, настолько им интересно учиться! У них в лицее появляются настоящие друзья, они влюбляются. Многие наши выпускники поженились, помогают друг другу воспитывать детей, вместе работают…

Эти дети мне как родные. У них очень хорошая аура. Они состоялись, получили образование, ведут здоровый образ жизни. И даже лица их практически не меняются. Проходит 20-25 лет, а как будто вчера за партой сидели.

– Еще в начале прошлого века учитель в буквальном смысле этого слова стоял на пьедестале. Был практически недосягаем по уровню развития, по степени уважения к нему. Что сегодня происходит в школьной системе? Почему учителя теряют авторитет?

– Когда-то статус учителя обсуждался в Институте стратегических исследований. Некоторые считали, что нужно повысить зарплату. Но дело ведь не только в этом. Сейчас любую информацию можно найти в интернете. Как учителю работать в таких условиях? Нужно безостановочно заниматься самообразованием, чтобы быть на уровне с современной молодежью. Так что статус учителя в большей степени зависит от самого учителя.

Я ведь тоже не только физике учу на уроках. Мы затрагиваем вопросы психологии, развития мозга… Во всем этом заложена физика. Сделанные за последние 30 лет открытия в познании человеческого мозга показывают, что мы очень многого не знали. Я сейчас становлюсь специалистом по нейропсихологии и начинаю разбираться в работе мозга. Понимаю, что именно в нем секрет успеха в школе. Не в учебниках, хотя хорошие учебники необходимы, не в зданиях и даже не в учителях, и не в экономической ситуации, хотя все это должно быть на высоком уровне.

Самая главная проблема – в мозгу человека. Нужно разобраться в этапах развития мозга. Вот почему и в первом, и в десятом классе урок длится 45 минут? Это неправильно, ведь даже взрослый человек способен быть сосредоточенным только в течение 25-30 минут. А потом мозгу надо отдохнуть, чтобы там дефолт-система поработала. А малышу через 20-25 минут урока 15 минут нужно побегать. Именно подвигаться, а не сидеть в телефоне. Или вот мы отказались от чистописания, от каллиграфии. А что такое каллиграфия? У нас 40 косточек, и всеми ими управляет мозг.

Пальчики должны работать, это важно для развития мелкой моторики. Эти навыки и концентрация внимания потом сохраняются на всю жизнь.
Меня в пединституте учили преподаватели, у которых даже не было званий.

Но они были такими влюбленными в свои предметы, они с таким азартом читали лекции! Поэтому, конечно, должен быть уникальным преподавательский состав. Не всегда важна степень – важно отношение. И, конечно, дети тоже должны быть подготовленными. За последние годы снизился уровень требований. Вообще к образованию снижаются требования. Информации – море. Учиться стало намного сложнее. А методы и технологии работы учителей остались практически неизменными.

– Так как все же вернуть в школу хорошего учителя?

– Необходимо сделать так, чтобы в педвузы был большой конкурс. А для этого надо более качественно готовить в школе. А чтобы качественно готовить в школе, должны быть хорошие учителя. Вот круг и замкнулся… Но даже в этой ситуации главное – не снижать требований. И к учителю, и к подготовке, и к поступлению в вуз, и к учебе там. Ну и, конечно же, учитель должен любить детей, уметь анализировать свои ошибки и ни в коем случае не останавливаться в развитии. Это раньше нельзя было книжку найти, сейчас в интернете есть все – нужно только научиться пользоваться этой информацией. Идеальный учитель – это человек, который любит детей и постоянно находится в развитии. И, помимо своей узкой специализации, разбирается в музыке, спорте, психологии. А еще многое умеет делать руками. Все это нужно для того, чтобы очаровывать детей. Они к нам приходят из разных школ, от разных учителей. Раньше мы с ними на неделю шли в поход. Сплавлялись на байдарках, пели у костра, играли в игры. За эту неделю мы узнавали друг друга, они становились моими, а я – их. Но стоило мне когда-то не пойти с ними в поход, и я их понял только к концу второй четверти. Потому что надо жить жизнью ученика и интересоваться тем, что интересно ему. Ребенок должен увидеть, что учитель – не сухарь, что он не только предмет знает, а много чего умеет еще. И некоторые учителя, которые не достигли вершины в своем предмете, в чем-то другом могут так удивить детей, что ученикам станет интересно изучать этот предмет. Вот тогда и обретет учитель утерянный статус.

– Вам нравятся дети, которые много знают и могут задавать каверзные вопросы?

– Такими детьми можно только восхищаться. Я даже учителям говорю: «Посмотрите, в классе сидит 25 человек, и все они способнее вас. В чем-то обязательно способнее. Умнее и способнее. А вы их ругаете за то, что они чего-то не знают по предмету. Так вы 25 лет этим предметом занимаетесь и то не все знаете, потому что наука все время находится в развитии. А то, что ребенок чего-то не знает, это нормально, он компенсирует это потом в чем-то другом. И станет личностью». Зачастую, увлекаясь предметом, мы теряем человека. Так быть не должно. В детей нужно верить.

– Что для вас счастье, и можете ли вы назвать себя счастливым человеком?

– Человек должен вырасти здоровым, получить хорошее образование, научиться что-то полезное делать для других. У нас хорошая, дружная семья. Жена – математик, и половина моих успехов – это ее успехи. Дети стали физиками, позанимались наукой и работают инженерами. Недавно из жизни ушла мама, прожила 93 года, и я сейчас за старшего… А еще счастье – это когда, сколько бы тебе ни было лет, у тебя ничего не болит. У меня ничего не болит.

Александра ПРОНЬКИНА
Фото sb.by

Последние новости

Важные

Единый знак “Древо жизни” установят во всех областях Беларуси в память о жертвах геноцида

29 апреля 2024
Общество

Акция “Детство без насилия” пройдёт в Могилеве

29 апреля 2024
Происшествия

Могилевчанин перепродал арендованную игровую приставку

29 апреля 2024
Важные

Велопробег «Могилев – мой ВелоГород» собрал около 10 тысяч участников!

27 апреля 2024
Важные

38-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС: подвиг, которому нет цены

26 апреля 2024
Происшествия

В Могилеве игроман обманывал потенциальных квартирантов, а деньги тратил на ставки

26 апреля 2024
Культура

Пасхальный концерт представит Могилевская городская капелла 7 мая

26 апреля 2024
Официально

Белорусская таможня полностью перейдет на электронный документооборот

26 апреля 2024
Общество

Вспоминают участники ликвидации последствий техногенной катастрофы 1986 года

26 апреля 2024
Важные

«Прямые телефонные линии» пройдут в Могилевском горисполкоме и администрациях районов города 29 апреля

26 апреля 2024

Рекомендуем

Важные

Отряд специального назначения «Гром»: готовность, решительность, отвага и мужество

23 апреля 2024
Общество

Движение транспорта временно перекроют по проспекту Мира в Могилеве 27 апреля

24 апреля 2024
Молодежь

Городской слет юных спасателей-пожарных собрал активных школьников в областном кадетском училище

25 апреля 2024
Спорт

От европейского «золота» до олимпийских лицензий

17 апреля 2024
Важные

Велопробег «Могилев – мой ВелоГород» собрал около 10 тысяч участников!

27 апреля 2024
Общество

Повод снова сказать «спасибо»

25 апреля 2024
Происшествия

Могилевчанка обманула продавца, расплатившись “муляжом” из наличных

19 апреля 2024
Важные

Делегаты VII Всебелорусского народного собрания утвердили Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину

25 апреля 2024