Краски и маски «Карлика Носа»
Мистическая история произошла с Якобом – красивым и умным мальчиком, который помогал маме торговать на базаре… Так начинается мюзикл драматического театра. Режиссер Камиля Хусаинова и полюбившаяся актерская труппа подарили могилевчанам сказку «Карлик Нос». Премьера спектакля прошла с аншлагом 2 января.
Мысли «вслух». Проходя мимо партера, случайно послышалось: «Детские спектакли – тяжкая обязанность». А ведь для детей играть надо, как для взрослых, только лучше. А ведь необходимость постановки детского спектакля есть. И когда она становится осознанной, появляется свобода.
О театре для детей. Могилевский областной драматический театр за годы существования успел воспитать своего ЮНОГО зрителя и добился признания. Хрупкий и очень-очень могилевский (в хорошем смысле слова), его программные постановки связаны с классическими текстами: «Красная шапочка», «Царевна лягушка», «Гадкий утенок» …В этих спектаклях на сцене возникают не только актеры – герои произведений, но и сами города и королевства в виде небольших макетов или огромных ширм.
Детские спектакли театра действительно детские – без попыток подмигнуть взрослой аудитории, вбросив двусмысленную шутку. Поэтому так нравятся и тем, кому далеко за пять.
Интро. Режиссура Камили Хусаиновой, инсценировка ее и Елены Кривонос, хореография Дмитрия Муравьва, музыкальные произведения Игоря Бычкова. Они прошли дорогу долгую. Дорогу сказки-мюзикла на 60 минут сценического действия. Дорогу музыкальную. Дорогу от 12-летнего ребенка до 19-летнего карлика и всего того, что на пути от 12-летнего ребенка до 19-летнего карлика и обратно.
Театральный – свет, сказочный – занавес. Открывается. С самого начала ничто, как говорится, не предвещало.
По следам немецкой сказки. Кто хотя бы немного знаком с произведениями Вильгельма Гауфа, может провозгласить: «Автор помешан на уродствах! Взять того же «Маленького Мука» или «Калифа-аиста». Везде встречается физическое уродство в той или иной степени, которое обыгрывается в той или иной мере». Сколько не читала «Карлика Носа» и не смотрела многочисленные экранизации, никогда не заостряла внимание на «жути» этих описаний. Вот 12-летний Якоб, вот он помогает матери на базаре, вот он ругает старуху за «страшную» внешность, вот он превращается в карлика… Да, жизнь не терпит однозначности: вчерашний властелин в ней может стать «уродливым» изгнанником, насмешник лишиться милой внешности, а невеликий коротышка быть человеком большой души.
О постановке. Кто хотя бы немного знаком со стилем Камили Хусаиновой, может уверенно сказать: «Мастер она опытный и неутомимый, один из поколения режиссеров-экспериментаторов. Камиля смешивает стили, жанры, остается на волне современности и трендовости». И вот вам, господа, товарищи и дамы, премьера «Карлик Нос». Спектакль детский, может быть даже наивный, очень внешне узнаваемый. Он вообще довольно иллюстративен, этот спектакль. Он прозрачный и не зыбкий, что сразу понимаешь суть дела и ничего не приходится домысливать самому. Ну, например, эмоции подчеркнуты и стереотипны: страх – так страх, с выпученными глазами, разинутыми ртами и застывшими позами, веселье – так веселье, с преувеличенно громким смехом и суетливостью движений. Или, скажем, костюмы.
Ода актерам. Из всех сцен самым блестящим кажется… нет, таких сцен много. Мюзикл доказывает, что актеры любят и умеют веселиться и расставаться с детством не хотят. Хулиганство и отменное чувство юмора позволили им создать образы незабываемые. Чего стоит, например, дуэт герцогов в исполнении Дмитрия Дудкевича и Захара Чернецкого, или роль НеГлавного повара Александра Ильинского, или роль рассказчика (без которого сам спектакль кажется невозможным) в лице Елены Кривонос. Эти четверо – актеры яркие, безусловно, талантливые сыграли так, что многоопытные родители юных зрителей, которыми пестрел зал, то веселились, как дети, то замирали от ощущения присутствия на сцене настоящего чуда.
К слову, об Ильинском. Его второстепенная роль в какой-то момент (по причине магнетизма глазок) вышла на первый план. Кажется, он эффектно пользуется сценой для своего артистизма; и злобноватый, хитроватый, профессионально тщеславноватый, самовлюбленный нарцисс-повар пришелся ему к лицу (а это серьезный комплимент). Этот повар – блестящая удача Александра Ильинского, дождавшегося «своего» героя.
К слову, о Дудкевиче. Он – специалист по разноплановым ролям – традиционно создал образ исключительно цельный и масштабный, а потому объемный. Походка, жесты, мимика, интонации (напыщенно герцогские) врываются в сценическое пространство. Несколько мгновений – и его герой (тот, что мнение свое продает и покупает другое) записывается стойкими чернилам в памяти.
К слову, о Кривонос. Она безусловно талантлива. Нет…гениальна! Ей не нужны слова, чтобы заставить бегать по телу мурашки, а сердце стенать…Это я вспоминаю немую роль ангела в другом спектакле, в «Калигуле». Немую? Враки. Глаза, о, как выразительны ее глаза… Но вернемся к «Карлику носу». Елена Кривонос протягивает руку зрителю и вовлекает его в события. Она создавала микросреду, где аудитория чувствовала себя активным участником происходящего, а не просто наблюдателем. Это взаимодействие, этот монологичный диалог создал устойчивую связь между сценой и залом. Эмоциональная, яркая и привлекательная, Кривонос провела очевидцев превращения Якоба в Карлика Носа и Карлика Носа в Якоба от пролога до занавеса.
Субъективное мнение, или вкусовщина.
Якоб, он же Карлик Нос, он же Владислав Страхов скромно вплетается в историю о СЕБЕ. Не лидирует. Не оставляет следа яркой индивидуальности. Он добросовестно справляется с текстом. Не более того.
***
Подражая бродвейским рейтингам, уверенно оцениваем спектакль в «пять звезд» и делаем пометку: детям до и после шестнадцати.
Диана Вопсева
Фото автора