Темы

Искусство быть счастливым

Искусство быть счастливым

«Я некрасивый, робкий и старомодный», – так с иронией может сказать о себе словами своего героя из спектакля «Искусство быть счастливым» скромный и сомневающийся Сан Саныч. Импозантный, мудрый и знающий – так можно сказать об этом человеке – Заслуженном артисте России Александре Александровиче Палкине. Когда-то он поставил на подмостках Могилевского драмтеатра солнечный спектакль «Мой внук Вениамин». И была в нем реплика, которую хочется адресовать герою этого интервью: «Это не человек – это явление!»

Поэтому захотелось поговорить о сокровенном человеческом желании быть счастливым: как освоить это трудное искусство? Жизнь – мудрый учитель: каждому дает уроки. Но не все готовы их воспринять – единицы из нас способны к рефлексии… Александр Палкин – та самая единица, сумевшая благодаря большому таланту понять и запомнить на «отлично» эти поучения. Мудрый сам кует себе счастье.

Без названия1

Урок первый: ТРЕТИЙ ГРИБОК СЛЕВА И ВЕЛИКИЙ ГРИБОВ

Сегодня мне 78 лет. За свою длинную жизнь я объехал с разными труппами Европу, Беларусь, Россию, Украину, Прибалтику. Города, гостиницы и театры смешались в моей голове, и остались только какие-то обрывки воспоминаний. В Кремлевском дворце запомнилась курилка на лестничной площадке напротив огромных часов на Спасской башне; в Таганроге – бакалейная лавка отца А. Чехова; после фестиваля «Славянский венец», где Могилевский драмтеатр показывал «Вечер» А. Дударева, остался в памяти роскошный банкет. И только первые гастроли с труппой Ярославского театра в Московский Художественный театр – МХАТ, – стали незабываемым воспоминанием. Там повсюду витал дух великого режиссера и педагога К.Станиславского, автора книги «Моя жизнь в искусстве».

Вот и на мою жизнь в искусстве повлияли эти гастроли. Нам выдали временные пропуски. И я, безалаберный студент, игравший в спектакле роль третьего грибка слева – спальника Ивана Грозного, забыл про документ. Грозный вахтер у турникета задержал меня. В ответ я начал спорить с этим сухарем: мол, меня и так все знают. И тут входит Алексей Грибов – гениальный актер театра и кино, народный артист СССР. Любимец всей страны безропотно предъявил пропуск – я тут же пошел за своим и с тех пор никогда не позволяю себе грубить: каждый выполняет свои обязанности.

Это был урок хороших манер и скромности от мастера.

2013-01-29 08-45-00_0002

Урок второй: КОЗЫРНОЙ ВАЛЕТ И «ВАСИЛИСА МЕЛЕНТЬЕВНА»

Во время гастролей во МХАТ мне доверили целую реплику в спектакле по пьесе А.Н.Островского «Василиса Мелентьевна». В тканом кафтане из парчи, расшитом жемчугом, с высоким воротником, я ощущал себя козырным валетом из карточной колоды. Оторвался от зеркала, когда меня вызвали на знаменитую сцену, которая   для актеров как Мекка для мусульманина. И вот, гордый, я иду творить: шагаю в алых сапожках по ковровой дорожке и подхожу к массивной двери. И здесь старичок, заметив слугу царя, распахивает створки перед Его Величеством Актером. У меня «в зобу дыханье сперло»: как же надо существовать на сцене при таком трепетном отношении?

И вот мы, трое приближенных Ивана Великого, сплетничаем о призраке сосланной старой жены государя (он задумал жениться на молодой Василисе): «Ну, слушайте! Покойная царица по терему ночной порою ходят».

Надо сказать, в академическом театре Ярославля почти все спектакли шли с участием суфлера: много было пожилых народных артистов. Человек в будке – редкая сложная профессия, требующая особого дара подачи текста актеру. И вдруг я глазам своим не верю: сухонькая, как птичка, Алябьева, обращается жестом ко мне – третьему спальнику, прекрасно знавшему свою одну реплику: хрупкая старушка изо всех сил бьет себя по запястью. Оказывается, я в эпоху Ивана Грозного переместился, а часы не снял! Красный от стыда, сдвинул браслет под рукав и иссяк: слова забыл! Мгновенно покрылся холодным потом, запотел – и ус у меня отклеился! Таким был мой дебют: как будто я воочию увидел призрака царицы. Разбора полетов не было: мой педагог в роли героя-любовника – Владимир Солопов – хохотал за кулисами, стоя на коленях, но урок я усвоил: самодисциплина – необходимое условие роста актера. На одном даровании далеко не уедешь. Сегодня меня радует молодое поколение нашего драмтеатра: Руслан Кушнер, Николай Романовский, Дмитрий Дудкевич, Александр Кулешов – им всем присуща внутренняя дисциплина. За это я люблю и уважаю их. С большим удовольствием играю сейчас на репетициях с замечательным молодым артистом Иваном Трусом: он – молодой Франциск Скорина, я – старый и разочарованный просветитель. Уверен: умный, талантливый и высокоорганизованный Ваня станет большим артистом в Беларуси.

2013-01-29 08-53-00_0008

Урок третий: КОМАР-ИНТЕЛЛИГЕНТ И РАЗБОР ПОЛЕТОВ

Сегодня режиссеры повсеместно предлагают свое видение пьесы. Так и хочется иногда сказать: купите бумагу, возьмите ручку, напишите свой труд, поставьте на сцене и дело с концом. Но такая задача оказывается непосильной: трудно в диалогах выразить свою мысль.

Помню, талантливый режиссер Юрий Мамин, снявший фильм «Окно в Париж», ставил дипломный спектакль «Недоросль» по пьесе Д. Фонвизина. В этом сокращенном и измененном до неузнаваемости варианте пьесы я играл Милона и Комара. Главное действующее лицо – Тарас Скотинин – сдувал Комара: хамы побеждают интеллигентов. Я упивался игрой в этом скандальном спектакле. Райком исполкома организовал встречу-обсуждение пьесы со студентами. На трибуну поднялся ректор института и сказал: «Я получил огромное удовольствие, давно так не смеялся. Но скажите, а причем здесь Фонвизин?» И этот контраст выступления помог мне вынести урок: надо трепетно относиться к авторскому замыслу. Драматург Григорий Горин рассорился со своим другом – режиссером Марком Захаровым: последний позволил себе вписать реплику. Работая над «Последним», я старался все согласовывать с драматургом В.Ткачевым. Я исповедую Автора…

Урок четвертый: «Этот День Победы!»

Я обратился к материалу о последнем ветеране потому, что помню День Победы, радость людей, бежавших мимо окон. Помню Катю Осипову, потерявшую родных на войне: продавец в хлебном магазине, она отоваривала продуктовую карточку, бросая расползшуюся буханку хлеба на весы, и обязательно клала сладкий довесочек – он был только мой! Помню голодных немцев, высланных на север с Поволжья, – к нам заглянула пожилая немка и попросила есть. На плите стоял только чугунок с картошкой для козы. Женщина поела, достала и оставила маме легкий газовый шарфик.

Помню, как подрабатывал маляром и красил школу. И однажды в дождь мы сидели с пивом на чердаке. Я, нахальный молодой человек, вызвался от нечего делать гадать техничке. Развязно достал колоду из 36 карт, начал говорить о скорой встрече и осекся: она смотрела на меня такими глазами – я не знал, как выбраться. Она была замужем только три дня: молодого призвали на войну, и он пропал. И она ждала: «Вот зашел бы, закурил махорку, матюкнулся – тогда и помирать не страшно…»

Пьеса Василя Ткачева дала мне возможность сказать сокровенные мысли: ветераны никому не нужны, эта шумиха вокруг памятных дней ничего не значит. Григорий Белоцерковский в роли последнего из ветеранов так пронзительно смотрел в зал, словно искал: кому я здесь нужен?

2013-01-29 10-02-58_0055

Урок пятый: «ЛЮБИТЬ – ЭТО ЗНАЧИТ…»

Я любил и люблю раннюю лирику Владимира Маяковского. Как вспоминал скульптор Эрнст Неизвестный, этот великан входил – и сразу было видно: перед тобой гений. При поступлении в Ярославский театральный институт я читал «Облако в штанах» – это шедевр. Думаю, никто никогда так верно не написал о мужской любви. Сюжет очень прост: он ждет – она не идет: «Восемь. Девять. Десять. Упал двенадцатый час». И мука сомнений: «Плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?»

Большая любовь к моему одинокому герою-старику из спектакля «Искусство быть счастливым» по книге Г.Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» впервые пришла в возрасте 90 лет: «старики умеют любить, у них для этого есть время; молодежь, наоборот, думает о работе, успехах и деньгах». Режиссер Александр Дольников (Москва) прочитал эту повесть в троллейбусе и понял: он будет делать инсценировку этой скандальной ситуации: старик, который всю жизнь имел дело с продажными женщинами, впервые полюбил чистую девушку. Мы придумали замечательные сцены, которые высоко оценила известный критик Татьяна Орлова: на первом свидании я делал кораблик и запускал его по воде. Потом, подозревая в девушке тоже шлюху, разъяренный старик разгромил все вокруг и разбил аквариум. Решился на полный разрыв и сжег корабль. Собрал пепел и протер им лицо, мгновенно став негром. В конце концов, старик и девушка мирились, и непробиваемая Зоя Бурцева, игравшая нашу сводницу, плакала, глядя на это воссоединение: счастливые финалы в любви так редко бывают.

Как правило, мы убиваем тех, кого больше всего любим. Человек делает непоправимые ошибки, думая: завтра я все исправлю. Нет, жизнь показывает: нельзя дважды войти в одну реку, возврата в прежнюю любовь нет. Эта мысль пронзительно звучала в спектакле «По зеленым холмам океана».

Урок шестой. ЮЛЕНЬКА – ДЕВОЧКА МОЯ

Самым большим Божьим подарком стал для меня «День рождения Принцессы» – так называлась сказка, которую я поставил в одном из театров. И так я могу сказать о рождении младшей дочери. Я был уже сорокалетним дедом, и Юлька могла вить из меня веревки. Она всегда поражала своим неординарным творческим мышлением. Случайно у нее на столе обнаружил стихи: «Я хочу умереть на высокой горе, Чтобы к небу прижаться губами» – так она откликнулась на полет из окна своего одноклассника. Я был потрясен красотой и глубиной этих строк. В поисках себя, Юля додралась до Москвы. Создает волшебные индивидуальные визитки, приносящие удачу и успех.

Сравнивая воспитание старшей и младшей девочек, я понял: не надо читать морали – надо просто любить своих детей и помочь им раскрыть свою индивидуальность. Мы много играли, особенно «В города». Оказалось, это здорово развивает ребенка. Соревновались с дочкой, кто больше знает стихов. В конце концов, она положила меня на лопатки.

Урок седьмой. «ТВОРИ ИЛИ УБИРАЙСЯ ВОН!»

В театре Могилева я сразу нашел общий язык с главным режиссером – Валерием Маслюком. Мне было с ним очень легко. Это был настоящий творческий лидер, неожиданный, удивляющий, с грандиозными планами – ему верили, его любили и за ним шли. Он предлагал на собрании подписать устав: «Твори или убирайся вон!» Энергичный, молодой, он дневал и ночевал в театре, репертуар которого хотел обогатить национальной классикой на белорусском языке. Одним словом, мы стремительно набирали высоту. Но, к сожалению и для молодой труппы, и для самого режиссера, Маслюк дал согласие перейти в Минский театр имени М. Горького с такими астральными величинами, как Ростислав Янковский. Он ехал гореть, но перегорел…

Самой большой величиной в нашем театре была прима Юдифь Гальперина: ей повиновались все, театр вращался вокруг нее – она служила театру: с дочкой стряслась беда – она продолжала играть в «Странной миссис Сэвидж». В мощи ее дарования было что-то от Аркадия Райкина. Она была остроумна, как Фаина Раневская. Помню, мы играли в какой-то чепуховой пьеске. Эта бытовая мелодрама ни о чем собирала полный зал. За кулисами тогда курили – Гальперина в ожидании выхода на сцену затянулась дешевой папиросой «Север» и изрекла, как мудрая черепаха Тортилла: «Никогда не думала, что в городе столько идиотов!»

А я получал от великой актрисы уроки искусства травить байки и мастерски играть в карты – мне выпала эта счастливая карта…

Урок восьмой: «БЫЛ ЛИ СЧАСТЛИВ ТЫ В ЖИЗНИ ЗЕМНОЙ?»

Сегодня для меня главный мудрец – поэт Федор Тютчев. Как валериановые капли для меня его строки:

Не рассуждай, не хлопочи!..
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.

Живя, умей все пережить:
Печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чем тужить?
День пережит — и слава богу!

Да, болит спина и трудно дышать, нет энергии. Но я, как философ, благословляю свой закатный возраст. Пришла великая вещь – мудрость, дающая свободу от переживаний. Моя жена по весне написала строчки про нашу любимую дачу: «Уж март идет, за ним апрель, И скоро я увижусь с вами, Мой милый домик, лес, прудок, По дну заросший камышами». Я иду по полю с клевером, смотрю на эту красоту, открыв рот, и думаю: «Матушка моя, меня не будет, а клевер останется». Как у Цветаевой, «послушайте, за то меня любите, что я умру».

Елена Максимова

Последние новости

Важные

«Надо мобилизоваться». Лукашенко требует искоренять бесхозяйственность на земле

30 апреля 2024
Официально

Движение транспорта временно ограничат в центре Могилева 1 мая

30 апреля 2024
Важные

Единый знак “Древо жизни” установят во всех областях Беларуси в память о жертвах геноцида

29 апреля 2024
Общество

Акция “Детство без насилия” пройдёт в Могилеве

29 апреля 2024
Происшествия

Могилевчанин перепродал арендованную игровую приставку

29 апреля 2024
Важные

Велопробег «Могилев – мой ВелоГород» собрал около 10 тысяч участников!

27 апреля 2024
Важные

38-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС: подвиг, которому нет цены

26 апреля 2024
Происшествия

В Могилеве игроман обманывал потенциальных квартирантов, а деньги тратил на ставки

26 апреля 2024
Культура

Пасхальный концерт представит Могилевская городская капелла 7 мая

26 апреля 2024
Официально

Белорусская таможня полностью перейдет на электронный документооборот

26 апреля 2024

Рекомендуем

Важные

Отряд специального назначения «Гром»: готовность, решительность, отвага и мужество

23 апреля 2024
Общество

Движение транспорта временно перекроют по проспекту Мира в Могилеве 27 апреля

24 апреля 2024
Молодежь

Городской слет юных спасателей-пожарных собрал активных школьников в областном кадетском училище

25 апреля 2024
Важные

Велопробег «Могилев – мой ВелоГород» собрал около 10 тысяч участников!

27 апреля 2024
Общество

Повод снова сказать «спасибо»

25 апреля 2024
Происшествия

Могилевчанка обманула продавца, расплатившись “муляжом” из наличных

19 апреля 2024
Важные

Делегаты VII Всебелорусского народного собрания утвердили Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину

25 апреля 2024
Важные

38-я годовщина аварии на Чернобыльской АЭС: подвиг, которому нет цены

26 апреля 2024