Председательство Беларуси в «Большой пятерке» — ЕАЭС

В первых числах июня весь мир обсуждал «домашний» визит нашего Президента Александра Лукашенко в Китай, чуть позже — встречу со спецпосланником президента США по России и Украине Китом Келлогом, а 26-27 июня Минск принимал IV Евразийский экономический форум, приуроченный к заседанию Высшего Евразийского экономического совета. Оба мероприятия организованы в рамках председательства в 2025 году Беларуси в органах Евразийского экономического союза.
Почетная миссия
С 1 января 2025 года Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе, а это значит, что на нашу страну на целый год возлагается руководство этим интегративным объединением.
Это важная роль, поскольку председательство позволяет определять повестку дня, инициировать новые проекты, разрабатывать и продвигать стратегии, направленные на углубление экономической интеграции и сотрудничества между государствами-участниками. При этом председательствующая сторона должна не просто учитывать интересы каждой отдельной страны, но и найти баланс интересов всех государств-участников.
Председательство накладывает на страну ответственность за эффективное управление. А это не просто, ведь мы говорим о государствах, занимающих территорию в более чем 20 млн кв. км с проживающими на ней 190 млн человек, — России, Казахстане, Армении, Киргизии, Беларуси.
Возложенные обязательства требуют от председательствующей страны применения всех дипломатических навыков и умения находить компромиссы.
На целый год на Беларусь возлагается организация и координация регулярных встреч и совещаний — ЕАЭС нужны переговорные площадки для обсуждения ключевых вопросов объединения. В течение года Беларусь выступает представителем ЕАЭС в международных организациях и на встречах с другими странами, что с одной стороны усиливает ее международный статус, а с другой — требует проявления гибкости и предвидения, готовности адаптировать стратегию работы Союза к изменениям во внутренней и международной политике.
Для всех членов ЕАЭС 2025 год — дата особая: это юбилейный год. 10 лет Беларусь совместно с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Арменией реализует стратегические направления развития евразийской экономической интеграции.
В этом году завершается пятилетний этап развития ЕАЭС, закладывается новый фундамент будущего развития Союза с учетом реализации подписанной в 2023 году Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года — «Евразийского экономического пути».
А это значит, что закладываемые на уровне ЕАЭС положения будут иметь отражение не только в истории развития стран-участниц и жизни сегодня живущих граждан Союза, но и нового, молодого поколения.
Хорошие результаты
Представители более 30 стран, а это более двух тысяч человек, приняли участие в IV Евразийском экономическом форуме, посвященном теме «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Это означает глобальный интерес к интеграционным процессам в регионе, новые возможности расширения экономического сотрудничества, а также признание уже достигнутых результатов.
Вопреки ожиданиям скептиков объединение показало способность к нахождению взаимоприемлемых решений для получения обоюдных выгод.
За последние 10 лет взаимный товарооборот стран-участниц увеличился более чем в 2 раза. Совокупный ВВП Союза увеличился с 1,6 до 2,6 трлн долларов, промышленное производство выросло на 30 %, объем продукции сельского хозяйства — на 25%, грузооборот — на 10%, объем инвестиций — более чем на 40%. Уровень безработицы снизился почти вдвое, а это меньше 2,8% (для сравнения: Великобритания — 4,6%, Франция — 7,4%, Литва — примерно 7%).
В два раза увеличился общий объем взаимной торговли внутри объединения (он составил 97 млрд долларов). Немаловажен и тот факт, что 93% расчетов между странами Союза проводится в национальных валютах. Выгода налицо: Армения за этот период увеличила экспорт в ЕАЭС в 13 раз, Казахстан — в 3,7 раза, Беларусь — в 2,5 раза, Казахстан и Россия — почти вдвое.
Факторами притяжения выступают беспошлинная трансграничная торговля, действие единых норм права, беспрепятственные взаиморасчеты в национальных валютах.
За последние годы на внутреннем рынке Союза было устранено свыше 100 препятствий торговле, принято 52 технических регламента, 90% продукции для внутреннего рынка производится по единым нормам.
Планомерно идет формирование общего финансового рынка, рынка электроэнергии, в разработке находится документ об общих рынках нефти и нефтепродуктов.
ЕАЭС открыто для сотрудничества со всеми заинтересованными зарубежными партнерами.
Куба, Иран, Узбекистан, Молдова уже сегодня выступают в роли стран-наблюдателей Союза. А это значит, что страны имеют право присутствовать на заседаниях, имеют доступ к документам, а также более широкие возможности сотрудничества со странами-участницами. В ходе саммита свое стремление присоединиться к работе ЕАЭС в качестве наблюдателей высказала Мьянма и Никарагуа.
В последние годы договоры о Зоне свободной торговли были подписаны с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией, Ираном. Главными новостями Минского саммита стали подписание временного торгового соглашения между ЕАЭС и Монголией, и амбициозного соглашения об экономическом партнерстве с Объединенными Арабскими Эмиратами. Последнее означает формирование нового торгового режима в ОАЭ: преференциальный доступ в отношении 86% товарной номенклатуры. В результате таможенные пошлины сократятся с 5% до 0,6%. А это ежегодная экономия в более чем 260 млн долларов.
ЕАЭС активно укрепляет контакты с многосторонними структурами — БРИКС, СНГ, ШОС, АСЕАН, Африканским союзом… Это означает развитие торговых отношений со всеми странами, включенными в эти объединения.
Перезагрузка 2.0
Успех налицо, однако наш Президент расставил акценты. Несмотря на то что на территории ЕАЭС сосредоточена четверть всех разведанных видов полезных ископаемых, а Союз занимает первое место в мире по добыче нефти, второе — по добыче газа и производству минеральных удобрений, третье — по производству пшеницы, картофеля, животноводческой продукции и по протяженности железных дорог, четвертое — по добыче угля, производству чугуна и стали, мяса и по общей протяженности автомобильных дорог, — успокаиваться пока рано. ВВП ЕАЭС составляет примерно 4% в структуре мирового ВВП, а это значит, что потенциал интеграционного объединения задействован не полностью. Глава белорусского государства предлагает удвоить эту цифру, придав новый импульс интеграции.
Экономики не должны конкурировать друг с другом в производстве одних и тех же товаров, взаимодействие должно строиться на принципе взаимодополнения. Поэтому нужна перезагрузка.
«Чтобы не затеряться в перенасыщенном мировом рынке, у ЕАЭС версии 2.0 должен быть свой фирменный евразийский продукт — заметный, востребованный и по-настоящему общий для всех стран-участниц», — отмечает белорусский лидер. Прорывными могут стать объединения научного, инженерного и финансового потенциала.
Торговля процветает там, где безопасно и есть хорошие дороги. Беларусь достигла хороших результатов. Но нужно, чтобы весь ЕАЭС был скреплен сетью автомобильных и железных дорог, транспортно-логистических хабов. Единая цифровая платформа администрирования сократит время и стоимость транзита, повысит конкурентоспособность маршрута. Союз имеет все перспективы стать глобальным транзитным хабом.
Проекты амбициозны, но цель одна — повышение благосостояния граждан.
Создавая благоприятные условия в рамках ЕАЭС, мы рассчитываем на пополнение бюджета, а это значит, на возможность реализации социально ориентированной политики.
«Одни по-доброму смотрят, как мы неплохо набираем обороты, и подключаются к нашему Союзу. Другие предвкушают момент, когда мы споткнемся или вообще разойдемся. Чьи ожидания оправдаются, зависит исключительно от нас», — поставил точку Президент председательствующей Беларуси.
Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам