Темы

Все, что ни захочешь, то может нас и обидеть

Все, что ни захочешь, то может нас и обидеть

Простые вещи от Юрия Романова

— Зря ты его негром обозвал. — А он кто? — Афроамериканец. — А какая разница? — Ниггер — это для них ругательство обидное. — Да меня в школе так учили: в Китае живут китайцы, в Германии немцы, в Израиле евреи, а в Африке негры.

Не нужно быть эрудитом, чтобы признать диалог из кинофильма «Брат-2». Спросите: «Хотите поговорить об этом?» Отвечаю: хочу. Правда, не о неграх. 

В последнее время стало модно обижаться. Нет, не так. Мы взяли моду обижаться. И нередко — не на поступки, а на слова. Причем даже не на то, что имел в виду поэт, когда писал «Ах, злые языки страшнее пистолета». Не на слова, связанные в предложения и фразы, а на отдельные слова.

Вернемся к «Брату-2» и заглянем в «Википедию»: «Негр (от исп. negro — черный цвет, которое восходит к латинскому niger и греческому negros) — в русском языке основное название людей негроидной расы».

В 1960-х и чуть позже кое-кому в Соединенных Штатах показалось, что слово это крепко-накрепко связано с рабством. Поэтому оскорбительно и употреблять его не надо. Придумали слово «цветной». Но и оно вскоре стало не комильфо. Остановились на «афроамериканец». Пока. В этом месте можно задаться вопросами.

Почему темнокожие, живущие в США, не обижаются на «афроамериканца»? Слово явно намекает: есть «просто» американцы, а это как бы «не просто» американцы. То ли не нормальные, то ли особые.

Какое отношение темнокожие американцы, предки которых родились в Штатах от предков, родившихся в Штатах, имеют к рабству и Африке?

Почему темнокожий человек, живущий в Европе, Азии или, скажем, в Беларуси, именуется «афроамериканцем»?

Ну, это все — либо передергивания, либо «тонкие моменты», которые могут закончиться обвинением в расизме. А речь не о нем. А о том, что нейтральное слово, не несущее ничего оскорбительного, стало бранным. Причем ладно бы — там! Но и тут, где из темнокожих рабов вспоминается разве что Ибрагим Ганнибал.

Или вот еще слово, ставшее в последнее время «скользким», — инвалид. Также долгое время бывшее (да и оставшееся!) нейтральным. Обозначавшее, попросту говоря, что у человека присутствует некое заболевание, причем не самое легкое. В силу чего и живется такому человеку сложнее, чем здоровому. (Трудно возразить. Я вот с младых ногтей — инвалид по зрению, а сейчас, пожалуй, и по делам сердечным). Но в определенный момент решили это слово нейтральности лишить, мол, какое-то оно «нехорошее». Стали употреблять выражение — «человек с ограниченными способностями (возможностями)». Но достаточно быстро выяснили, что у многих и многих инвалидов и способности — о-го-го, и возможности — здоровым на зависть. Вернувшись ко мне, таких не берут в космонавты (и много куда еще). Но играть в гандбол, футбол и баскетбол, ремонтировать двигатели, учить детей и писать вот эти тексты инвалидность мне не мешала. А главное: выражение про «способности/возможности» — не менее обидно. Теперь порой пытаются говорить «с особенностями развития». Тоже как-то…

Или вот со словом «брат» в последнее время происходят любопытные метаморфозы. Иногда доходит до анекдотов.

Один человек с пеной у рта доказывал: русские — никакие нам, белорусам, не братья! Робкие возражения священника (а дело было после службы): мол, как же не братья, братья во Христе — были безжалостно отметены: «Они и не славяне вовсе, а угро-финны!» И ведь симпатичный человек. Искренне считает себя верующим…

С развитием интернета количество обид выросло не арифметически, геометрически. Многие живут в соцсетях и там же выставляют на всеобщее обозрение себя и практически всю свою жизнь. Потом, начитавшись комментариев, обижаются: не всё и не всем нравится. А чего удивляться? Даже былое «я не червонец, чтобы нравиться всем» уже работает не всегда: хватает тех, кому не нравится ни наш, ни «зеленый» червонец. Это раз. Два: обозрение ведь ВСЕобщее. А среди всех хватает… всех. Однако ж, не будем затягивать.

Много вокруг нас обид. Обидных слов, ужас, сколько… Стоп! Ой, ли? Давайте не путать «обидные слова» и «слова, которые нас обижают».

Да, табуированной лексики не так уж мало. Мало того, ее становится все больше. В зависимости от того, кого эти слова могут травмировать.

Вот, во Франции слово «мадемуазель» запрещают. Боятся оскорбить некоторых женщин… ой, это уже тоже кое-где неполиткорректно. Короче, некоторых, воспринимающих его как унижающее достоинство, сексистское и дискриминационное. Скоро вернется замечательный и ничьи честь и достоинство не задевающий «товарищ». Хотя у некоторых еще живы воспоминания про строительство коммунизма в одной отдельно взятой стране. И не у всех приятные…

В Штатах детей боятся травмировать словами «бедность», «болезнь», «развод». А свидетелей Иеговы словосочетанием «день рождения».

В Великобритании могут изъять «муж», «жена», «отец», «мать» — заботясь о психике секс-меньшинств…

Но вот что любопытно: слов, изначально имеющих в языке негативную окраску, совсем немного. Слова, они в подавляющем большинстве сами по себе не имеют обыкновения обижать. Это мы ими обижаем. И — sic! — обижаемся. О чем и речь.

Это не «обидных слов», а «слов, которые нас обижают» — море морское. Причем их может быть бесконечно много. Потому что — перефразируем Жванецкого? — что может нас обидеть? Да, все, что ни захочешь, то может нас и обидеть. Чаще всего и все чаще обижает не «текст», а контекст. Как сказал один малоизвестный автор: «Я могу слово «афроамериканец» ТАК сказать, что лучше бы я назвал его «грязным ниггером».

К сути?

Один умный человек сказал: я уверен в том, что обидеть человека нельзя. А второй расшифровал: каждый сам выбирает, на что или кого ему обижаться. Вообще — обижаться или не обижаться.

Вспомнилось, обижаются у нас пожилые люди: молодежь не уступает им место в транспорте. А также женщинам, вне зависимости от беременности.

Можно было бы сказать: это наши дети и внуки не уступают. Мы их так воспитали. Вот, нас воспитали уступать — мы и уступаем. Пропускаем. Подносим. Открываем.

Но так ведь можно и впросак попасть (я попадал!). Потому что все больше и больше женщин, в том числе и у нас, которые считают оскорбительным и унизительным подчеркивание неравенства, если им уступают место, пропускают их вперед, открывают перед ними двери, пытаются поднести тяжелую сумку…

Здесь можно было бы в очередной раз вспомнить Новый завет и процитировать некоторое количество подходящих к случаю стихов из него. Не буду. Хотя складывается ощущение, что мы, многие из нас, просыпаясь поутру, не вспоминаем, что живем в лучшем из миров, и не ждем от мира подарков и чудес. А, напротив, ждем от мира вообще и окружающих в частности какой-либо гадости. И обижаемся. Почему? Пытаемся переложить на чужие плечи наши комплексы, проблемы, нервозность и неуверенность? Пытаемся судить других за соринку в их глазу, не обращая внимания на бревно в собственном? А между тем, сказал некто, пока мы обижаемся, от нас уходит право на счастье.

Нет, я не стану призывать вас подставлять вторую щеку. Во-первых, не по чину. Во-вторых, по себе знаю, как это сложно. Призываю НЕ ПОДСТАВЛЯТЬСЯ. В смысле, не выискивать, куда бы девать, как бы так повернуть щеку первую, чтобы по ней «прилетело».

Последние новости

Гороскоп

Гороскоп на 17 июня для всех знаков зодиака

16 июня 2025
Читать новость
Общество

Прямая телефонная линия с участием заместителя начальника Ленинского РУВД г. Могилева — 17 июня

16 июня 2025
Читать новость
Безопасность

Слово специалистам. Отвечает участковый инспектор

16 июня 2025
Читать новость
Новости компаний

Вас выслушают – «прямые телефонные линии» 16 июня

16 июня 2025
Читать новость
Общество

Консультант «ВМ»: оформить доверенность на другое лицо

16 июня 2025
Читать новость
Новости компаний

Разбираемся в новых Правилах благоустройства и содержания населенных пунктов со специалистами

16 июня 2025
Читать новость