В поисках утраченных имен

Могилевчанка Светлана Кравченко 18 лет посвятила поисковому движению
Светлана Васильевна Кравченко работала на заводе, в колхозе, Фонде соцзащиты, областном управлении здравоохранения, Департаменте охраны. Но делом жизни стала поисковая деятельность. За 18 лет помогла возвратить имена 37 советских бойцов.
Все началось с семьи. Во время войны моя бабушка Лидия Егоровна была врачом на санитарном поезде. Маме моей было три года, она всю войну проездила с бабушкой на санитарных поездах, — рассказывает Светлана Кравченко. — Дедушка Григорий Семенович воевал на фронте, был четырежды ранен. Пришел с войны с одним легким. Бабушка ухаживала за дедушкой до самой его смерти в 1965 году. Кстати, к бабушке обращались за помощью жители близлежащих районов. Она лечила их. Меня научила управляться с мединструментом. Мне захотелось узнать, где они воевали.
У завода «Техноприбор», где я возглавляла комсомольскую ячейку, была подшефная воинская часть в Пашково. Те, кто служил там, сейчас офицеры в высоких званиях, возглавляют ветеранские организации, в том числе и в России. Со многими поддерживаем связь до сих пор.
Когда воинская часть отмечала юбилей, они приехали, я с ними разговорилась, сказала, что хочу узнать военный путь моих родственников. Они мне помогли. А затем уже из России от белорусских уроженцев мне стали поступать просьбы найти данные о людях, которые служили или погибли на территории Беларуси. По доверенности делаю запрос в военкоматы, архивы различных ведомств, навожу справки. Позже география поисков расширилась, нередко мне доводится работать с российскими архивами. Так я и влилась в ряды Российского Союза ветеранов, — расказывает Светлана Васильевна.
Моего деда по отцовской линии Митрофана Григорьевича в армию не взяли: у него нога не гнулась, остался возглавлять колхоз в Быховском районе. Пришедшие немцы тут же забрали его в Луполовский лагерь военнопленных, как и пытавшегося его защитить 14-летнего Андрея (дядя Светланы — прим. авт.).
Забирали их летом, в рубашках, а уже наступила осень, холодно. Они решили сбежать. Когда вернулись домой, дед ушел в партизанский отряд. Сначала — один, а потом забрал семью. К слову, там познакомился с легендарным командиром партизанского отряда Османом Касаевым, мы потом подружились семьями, — рассказывает Светлана Васильевна.
По отцовской линии все воевали и с фронта вернулись. Только сестричку отца Машу застрелили. Немцы расквартировались в деревне, награбили добра, пировали, варили мясо и вылили бульон во двор. Голодный двухлетний ребенок зачерпнул консервной банкой из лужи этот навар, а пьяный немец за это девочку застрелил.
Двоюродный брат Григория Семеновича — Степан Акимович Красовский — советский военачальник, командующий воздушными армиями в Великую Отечественную войну, Герой Советского Союза, маршал авиации, профессор. Соединения под его командованием сражались на Южном, Брянском, Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах, участвовали в оборонительных боях за Ростов-на-Дону и Сталинград, в Курской битве, форсировании Днепра, в освобождении Киева, в Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.
Светлана Васильевна рассказывает, что собираются вместе с родственниками по праздникам в доме в агрогородке Глухи Быховского района, где родился и жил Степан Акимович. Кстати, его имя носит местная средняя школа.
Дед Степан приезжал после войны в Глухи. Его все помнят, уважают. Он любил ходить по родным местам в гражданской одежде. Только пешком, никого не просил его подвезти, — говорит Светлана Васильевна.
Светлана Кравченко регулярно с участниками Российского Союза ветеранов посещают школы Могилевской области, проводят там памятные мероприятия, привозят ребятам подарки.
Большое внимание уделяем работе с молодежью, — подчеркивает она. — Она должна знать историю своих семей, знать о том, где воевали их прадеды. Именно поэтому наши усилия по патриотическому воспитанию обязательно должны подхватить семьи.
Сергей Карпеков
Фото автора