Темы

Могилевские вагоны со знаком качества

Могилевские вагоны со знаком качества

Сегодня СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» — основной производитель грузового подвижного состава Республики Беларусь. В апреле молодое, стабильно развивающееся предприятие отмечает свое 16-летие. Мы заглянули в сердце завода и узнали, кто занимается проектированием и как из огромного количества металлических частей создают современные и красивые вагоны.

Конструкторский отдел

Рождение будущего вагона или платформы происходит в конструкторском отделе, который был создан в 2017 году. До этого с 2011 функционировало конструкторское бюро, а со времен основания завода весь процесс осуществлялся на базе конструкторского бюро БелАЗа.

Сейчас в команде отдела работают 6 инженеров-конструкторов и техник-конструктор под руководством главного конструктора Игоря Никитенко. На завод Игорь пришел в 2011 году после окончания БРУ молодым специалистом, инженером-конструктором.

Вместе с ним сюда пришли и три его одногруппника. В то время проходили стажировку на БелАЗе, там набивали первые шишки и набирались опыта. А в 2017 Игорь Никитенко возглавил созданный конструкторский отдел и с этих пор полное проектирование происходит непосредственно на заводе.

У нас очень сильная, универсальная команда. В работе есть неформальное разделение: кто-то занимается проектированием рамы, кто-то — механизма разгрузки, кузова, бортов крыши, автоматического тормоза и автосцепного устройства. При этом любой работник может при необходимости выполнять область задач другого. Это касается как разработки текущей продукции серийного выпуска, так и новых разработок, — рассказывает Игорь Никитенко.

Конструирование изделий (эскиза и ЗD-модели) происходит в специализированной компьютерной программе. При этом уже на протяжении двух лет работа ведется в тесном сотрудничестве с технологами. Они изучают эскиз, прорабатывают его технологичность, возможность изготовления того или иного опытного образца на предприятии, необходимость обращения к сторонним предприятиям. Вся эта работа ведется при согласовании с заказчиком, по предварительному техническому заданию.

При конструировании и создании опытного образца важно учитывать множество нюансов заказчика. Так, например, при проектировании одной из платформ выяснилось, что в Казахстане, на платформах, которые изготовлены без пола, порожние контейнеры при движении могут падать в степи. Чтобы не увеличивать массу платформы полом, мы спроектировали собственные поворотные фитинги.

На острие прогресса

В конструкторском отделе идут в ногу со временем и создают востребованную конкурентоспособную продукцию. Так, спроектирована платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров (морские, танк-контейнеры, своп-контейнеры).

Существующие на рынке аналоги массой тары варьируются от 19,5 до 22 тонн и грузоподъемностью — от 72 до 74 тонн. Нам удалось создать облегченную раму платформы массой тары 19,2 тонны и добиться грузоподъемности почти в 75 тонн.

Сейчас проходят дополнительные ресурсные испытания в аккредитованном испытательном центре. Если все пройдет удачно, будем выпускать продукт, аналогов которому на постсоветском пространстве нет. К тому же уже есть потенциальный польский заказчик.

В этом году перед отделом стоит задача спроектировать и создать опытные образцы двух вагонов.

Сейчас работаем над инновационным минераловозом. У нас уже согласовано техническое задание с «Беларуськалием», а 3D-модель находится на топологических и прочностных расчетах в БРУ.

Также работаем над созданием вагона-хоппера открытого типа для украинской строительной компании. Ждем согласования технического задания.
Разработкой моделей и чертежа работа конструкторов не заканчивается. Они контролируют весь процесс производства, вплоть до покраски.

Когда где-нибудь на железнодорожных путях видишь грузовой состав, конечно, присматриваешься, не твои ли вагоны идут по рельсам. А если твои — очень приятно. Да и в целом, когда после проделанной работы видишь готовый результат, это здорово.

Разумеется, у главного конструктора есть и долгосрочные цели. Игорь Никитенко мечтает начать разрабатывать специализированные контейнеры и съемные кузова для интермодальных перевозок.

Зрелище — захватывающее

Отправляемся дальше — в цех производства подвижного состава. Он разделен на множество участков, работа кипит. На одном участке собирают платформы и тележки, на других — сваривают и собирают сами вагоны. Тут же готовый, еще неприглядный металлический вагон с помощью двух кранов погружают на тележки, которые уже в собранном виде стоят на рельсах. Зрелище — захватывающее.

Знакомимся с начальником смены Сергеем Французовым. Он руководит процессом, работа идет в две смены. Всего в цеху трудятся 4 мастера и 80 рабочих.

Начинал работу на заводе 10 лет назад сварщиком. Затем работал мастером на механозаготовительном и других участках. Сейчас моя задача — в начале каждой смены довести задания до мастеров и скоординировать процесс работы.

На участке сборки тележек в смену задействовано 3 работника. Слесарь МСР 4 разряда Кирилл Терновой рассказывает:

За смену мы собираем до 6 тележек. Как и в любом деле, у нас — свои нюансы, нужно следить за точностью и правильностью сборки. Работа по-своему интересная. Конечно, за 8 лет все уже делаю на автомате, знаю, сколько времени какая манипуляция займет.

Финальный штрих

Готовый и собранный вагон по рельсам отправляется на участок покраски, там ему, можно сказать, наводят марафет в соответствии с пожеланиями заказчика.
Руководство участком лежит на плечах Ольги Полковой. Всего же здесь трудятся 13 маляров и 8 рабочих.

На участке 4 камеры для покраски, но перед тем как красить, вагоны тщательно моют в отдельной камере. В следующей наносят основной цвет, отправляют на сушку, а потом уже финальный штрих — все необходимые надписи, эмблемы, логотипы.

Во время нашего визита маляр 4 разряда Марина Родионова как раз с помощью трафарета наносит необходимые надписи. Работает она здесь уже три года.

В среднем на покраску вагона уходит работа двух смен — все зависит от модели вагона и пожеланий заказчика. Все цвета тоже определяет заказчик. Конечно, работа непростая, но когда видишь уже готовый вагон — с гордостью и чувством удовлетворения провожаешь его взглядом на склад готовой продукции.

Анастасия Комкова
Фото Павла Савельева

Последние новости

Вайной апаленыя лёсы

Жыццёвая сіла Веры Чарнушэвіч

17 июня 2025
Читать новость
Важные

Для детей и не только: что посмотреть на каникулах

17 июня 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 17 июня для всех знаков зодиака

16 июня 2025
Читать новость
Общество

Прямая телефонная линия с участием заместителя начальника Ленинского РУВД г. Могилева — 17 июня

16 июня 2025
Читать новость
Безопасность

Слово специалистам. Отвечает участковый инспектор

16 июня 2025
Читать новость
Новости компаний

Вас выслушают – «прямые телефонные линии» 16 июня

16 июня 2025
Читать новость