Виртуальная экскурсия по Художественному музею имени П.В. Масленикова

Культурное наследие Беларуси
Художественный музей имени Павла Васильевича Масленикова — это не только пространство, в котором собраны произведения искусства различных эпох, но и культурно-образовательный центр. Здесь гости получают опыт созерцания и сами уходят с головой в творческий процесс. В ноябре этого года музею исполнится 35 лет. Давайте перелистаем страницы прошлого и рассмотрим яркие этюды жизни одной из главных достопримечательностей города.

Архитектурная жемчужина
Улица Миронова, здание под номером 33 — по этому адресу в центре Могилева находится памятник архитектуры ХХ века, имеющий черты разнообразных стилей: псевдорусского модерна, и позднего классицизма. Отвести взгляд от жемчужины зодчества нелегко — архитектор из Санкт-Петербурга Александр Друкер справился с задачей филигранно.
Здание, которое сейчас занимает Художественный музей имени П.В. Масленикова, строилось с 1903 по 1914 годы для учреждения, которое занималось отнюдь не искусством, а финансами. Там находились Государственный Дворянский Земельный банк и Крестьянский Поземельный банк. Один обслуживал дворян, другой — крестьян.
Подобное сооружение есть в Уфе, но оно было построено немного раньше и к нашим дням уже значительно изменило облик. А наше здание имидж сохранило. Для начала прошлого века его помещения были оборудованы по последнему слову техники: здесь провели телеграф, электричество и водяное отопление. К тому же работала несгораемая бронированная комната-сейф, где хранились ценные бумаги и денежные средства.
Внутренний декор входной группы, потолки, колонны, арки и сейчас выделяются аутентичной лепниной. К слову, завораживающие витражи в окнах появились лишь в 1990-е годы.
С приходом советской власти в 1917 году в здании находилось издательство революционных газет и листовок.
С 1919 до 1932 года здесь действовал исторический музей с большим фондом ценностей из коллекций церковно-археологического и исторического музеев. Были представлены шедевры художественной деятельности: западноевропейская живопись и русское искусство.
В 1929 году в музей перевезли ценности из Витебска, Полоцка и Минска, среди них — коллекция рукописных и старопечатных книг, серебряная булава Сигизмунда ІІІ, оружие, иконы, Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года, созданный мастером Лазарем Богшей. Также в сохранном месте находились золотой и серебряный ключи от города Могилева, которые святитель Георгий Конисский символически передал Екатерине II.
Позже музей переехал в другое помещение, а здесь до начала Великой Отечественной войны размещались партийные органы. В начале войны все ценности пропали при эвакуации.
После военного лихолетья в особняке снова расположились различные учреждения. Новая история здания неразрывно связана с персоной Павла Васильевича Масленикова.
На холсте и в жизни
19 ноября 1990 года в здании бывшего исторического музея начинает работать Могилевский областной художественный музей. Благодаря щедрому подарку нашему городу от Павла Васильевича Масленикова 28 июля 1994 года открылась картинная галерея с его работами. С 1996 года музей стал носить имя художника.
Белорусский художник, живописец передал музею более 100 своих работ, среди которых произведения живописи и графики. Так как он долгое время был художником-декоратором и художником-постановщиком в столичных театрах, его коллекцию также пополнили театральная живопись, эскизы декораций и костюмов. Часть этих работ находится у нас, — рассказывает ведущий научный сотрудник художественного отдела Ольга Емельянова.
Картинная галерея народного художника — постоянно действующая экспозиция и самая посещаемая в музее. На первом плане — пейзажи.
Он всей душой любил Беларусь и объездил каждый уголок родной земли. Поэтому на холстах так много видов белорусской природы. Особый интерес у посетителей вызывают картины, созданные мастером после творческих поездок в Крым, Алтай, Прибалтику, и мемориальная экспозиция личных вещей, мебели, этюдов. Лично меня завораживает последняя недописанная им картина «Небеса…», а также работа «Закат над Припятью», посвященная аварии на Чернобыльской АЭС, — делится Ольга Емельянова. — В прошлом году было 110 лет со дня рождения художника. Мы организовывали большой проект к этой дате. Собрали как его работы, так и работы его творческой семьи.
Галереи истории
В музее действуют и другие постоянные экспозиции. Например, есть уникальная коллекция древнего белорусского творчества, в которой собраны памятники реалистического искусства XVII-XIX веков. Значительная часть, выставленная в залах, — работы мастеров белорусской школы иконописи.
К сохраненному наследию также относится арт-объект «В сети сна Иакова», представленный фресковой композицией XVIII века в авторской интерпретации художника-реставратора Юрия Малиновского. Фрагменты фрески, которая когда-то находилась в Белыничском костеле кармелитов (костел взорвали в 1978 году, — прим. автора), стали частью крупной композиции в довольно небольшом помещении. Части арт-объекта расположены под наклоном. Это создает ощущение падения или взлета — в зависимости от того, с какой стороны на них смотреть.
Будущее уже наступило: 16 голографических изображений древних исторических артефактов XI-ХIХ веков, найденных на территории Беларуси, привлекают внимание посетителей экспозиции «Таинственный отблеск столетий».
Точные оптические образы художественных и культурных ценностей созданы благодаря научным разработкам под непосредственным руководством белорусского физика с мировым именем Леонида Танина.
Утраченное сокровище — Крест Евфросинии Полоцкой — вернулось в Могилев, правда, тоже в виде голограммы. Изображение копии знаменитого артефакта появляется на фоне звездного неба, погружая зрителя в загадочную атмосферу.
В дальнейшем у нас будут появляться новые проекты, к юбилею планируем расширить выставочные площади, — рассказала Валерия Строцкая. — Музейные сотрудники всегда рады гостям и готовы делиться секретами, которые посетители не прочитают даже в интернете.
Анна Сташкевич
Интересный факт!
В 90-е годы в здании нынешнего художественного музея им. П. Масленикова размещалась редакция газеты «Веснік Магілёва».
Наш музей — место особенное, сюда люди всегда возвращаются, — подчеркивает ведущий научный сотрудник Валерия Строцкая. — Мы стараемся организовывать сменные выставки в новых форматах, используя мультимедийные эффекты, проводим конкурсы изобразительного искусства, мастер-классы, устраиваем музейные занятия и различные интерактивы.