Темы

ВАСИЛИЙ ГАЛЕЦ: «ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ – И ПОЛЕТАТЬ!»

ВАСИЛИЙ ГАЛЕЦ:  «ОТОРВАТЬСЯ ОТ ЗЕМЛИ – И ПОЛЕТАТЬ!»

Василий Галец – пример того, как красиво существовать каждую минуту. Еще больше впечатляет жизнь актера на возвышении под названием «сцена». На Республиканском фестивале национальной драматургии имени В.И.Дунина-Марцинкевича Заслуженный артист РБ играл Мастера в спектакле «Скорина» — и победил в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».

-Василий Николаевич, среди творческих людей редко встречаешь такие качества, как организованность, пунктуальность и обязательность. Вы королевских кровей?

Я деревенский. Но я педант — Дева по знаку Зодиака.

-Какую картину Вы видите при слове «детство»?

-Мы с отцом лежим на возу сена. Лошадь везет телегу. Солнце слепит глаза, и я радостно жмурюсь. Отец поет красивым сильным голосом «Песню Ермака»: «Ревела буря, гром гремел». Вот и все воспитание. Родители мало поучали – много работали.

Или вот еще картинка из детства. Папина сестра – моя тетка – дожила до 95 лет. Каждое утро с трудом вставала с постели, но надевала фуфайку, босиком шла во двор и говорила свою молитву: «Ой, спасибо тебе, солнце, что я вижу тебя сегодня!»

-Режиссер фильма «Жила-была одна баба» Андрей Смирнов сказал: «Как прекрасна эта земля и как плохо живут на ней люди!»

-Я постоянно наблюдаю дисгармонию вокруг. Люди разучились слышать камертон, по которому строится гармония. Вот, пожалуйста, в автобусе мне нужно выходить – на пути к двери стоит огромная женщина. Спрашиваю – не слышит. Надменная, как чемпион мира Чентович из «Шахматной новеллы» Цвейга. Водитель резко тормозит – и я невольно хватаюсь за руку, как за поручень. Женщина высвободила руку и наконец-то дала мне пройти к выходу.

На пешеходной улице тоже вижу неприглядные картины. Мальчик ковыряется в снегу, падает – мама идет впереди, увлеченно разговаривает с кем-то по телефону. Получается, ребенок сам по себе. Или на Дубровенке пацаненок побежал к самому краю речки, секунда – и может бултыхнуться в воду. Мама с папой даже не оглядываются. Важно не зацикливаться на себе: «стеречь ребят над пропастью во ржи».

-Это невероятное везение в жизни – родиться у мудрых родителей. Вдыхать с детства душистую, как клевер, человеческую заботу, доброту…

-Доброта светится в лице, слышится в интонациях, видится в поворотах головы. А между тем на долю отца выпали тяжелые испытания. Перед войной его забрали на сборы в Брестскую крепость. Сергей Смирнов – отец режиссера Андрея Смирнова — написал книгу «Брестская крепость». Считалось, что никого из защитников не осталось в живых. Автор разыскал более четырехсот участников обороны. В начале войны было много неразберихи – многим солдатам не выдали оружие. Хотя в отцовском военном билете, который я храню до сих пор, написано «снайпер».

Немцы захватили крепость – и четыре года мой отец провел в плену. У пленных три-четыре раза в неделю из вены брали кровь. А остальное время они лопатами грузили в контейнеры «попел», понятно, откуда он оставался. Пепел был «гут» удобрением для капусты.

А после войны отец попал под следствие, почему он не погиб и сдался в плен. В наказание его отправили на шахты в Донецк – домой он вернулся только в сорок восьмом.

-Как можно перенести такую несправедливость – и не впасть в отчаяние…

-Я очень люблю в людях скромность: умение терпеливо переносить страдания и невзгоды, не роптать. Мама рассказывала, как в апреле немцы отступали и хватали всех детей подряд, чтобы везти в Германию. Ее двоюродная сестра добровольно запрыгнула в машину – и в октябре привела десятерых назад. Как она с детьми прошла линию фронта, как колотилось их сердце, одному Богу известно.

Этот героизм был просто нормой человеческого поведения. Никто не награждал, никто не благодарил, да и не ждала никаких почестей простая женщина. Для человека гармонично искать опору не в наградах — в самом себе. Карьеристы, как правило, больно падают.

Недавно мне позвонили из горсовета – и попросили фотографии. Я спросил: зачем? для того чтобы что? Мне достаточно аплодисментов зрителей – больше ничего не надо. Я все время повторяю: всех выносят одинаково – ногами вперед.

В пословицах есть код вековой мудрости народа. А какие Ваши любимые?

-Я их не скажу! Некоторые из них будут в спектакле «Без Егора будет горе» — приходите на премьеру 25 января!

-Как ловко Вы раскинули сети! Заманиваете «бабенций», как Ваш герой Егор! А как Вы ухаживали за будущей женой?

-Никак — с ходу сделал предложение. Мне было уже 34 года. Я тогда работал в Тбилиси в Театре юного зрителя. В 30 лет вдруг почувствовал, что могу взять на себя ответственность за семью. Семья и работа – два рельса, по которым движется жизнь. До этого мне было некогда. Роль. Новая роль. После работы куда захотел – туда и полетел. Как бабочка. Махаон! А в перерывах мы все время бегали пить чай в дом напротив. Там жила наша костюмерша. На диване сидела ее сестра Лена.

Интуиция мне подсказала, что передо мной будущая жена. Я заметил во время чаепитий, какая Лена – хозяйка, и решил не медлить. Главное – не думать. Хватай – и все! «Если вы согласны, — сказал я маме, — то я женюсь на Вашей дочери». Она не возражала. Видела, как мы разговаривали, понимали друг друга. Если так должно быть, то все само собой хорошо складывается. В нашей семье все просто и ясно…

-Оттого и прекрасно!

— Просыпаемся утром, смотрим в окно, завтракаем и до девяти можем просто посидеть-помолчать, как в песне «Город влюбленных» Анны Герман: все и так понятно — по вздохам. Я каждый день хожу в Печерский лесопарк и как-то нашел там огромные листья. Принес их домой – Лена отгладила и поставила гербарий в вазу, а вазу – на толстую книгу моего любимого Стефана Цвейга. Чтобы я не забывал почитать его новеллы: писатель раскрывает человека как космос, заманчивую и волнующую тайну…

Ваша мечта – поставить спектакль о красивых людях Стефана Цвейга…

-Да, и есть еще одна мечта. В театре о ней знают: я хочу быть высоким и кучерявым.

-Но тогда Вы не будете похожи на Александра Вертинского, песни которого так артистично исполняете…

-Моя любимая – «Песенка о моей жене»: «Ты не плачь, моя красавица, женулечка — жена, в нашей жизни все еще поправится, в нашей жизни столько раз весна!»

Весной 2004 Вы играли эксцентричные женские образы в спектакле «Все пьесы Шекспира». Офелия выудила из тазика с водой синюю незабудку – и подарила мне как зрителю. Этот случай стал обещанием чего-то необычного в судьбе…

— Сказки живут среди нас, как дети, надо только уметь их видеть и запоминать. Пути Господни неисповедимы. Марк Шагал в детстве придумал молитву: «Господи, яви мне мой путь!» В нашей деревне не знали – не ведали о театре. Но я вытянул счастливый билет: попал служить в армию в Царское Село под Петербургом. Офицеры в наших войсках были заядлыми театралами. Театр помогает понять: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен!»

В Царском Селе работала библиотекарь из родовитых дворян – и она открыла для меня литературу высокого класса. Потом я выслал ей из Грузии посылку с книгой «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели — как благодарность.

-Огромная радость – видеть счастливые лица родителей и детей после сказки «Гадкий утенок» в Вашей режиссуре…

Этот драматургический монтаж – попытка найти гармонию в дисгармоничном мире. Гадкого утенка интересовала не еда — мир вокруг. Для уток же важны только знаки отличия, водичка и зернышки: «куры должны клевать, курам на все плевать!» Я много наблюдаю за обывателями в магазине: как много продуктов они потребляют. Все едят разное – выходит изо всех одинаковое. Поели, поспали, опять поели – замкнутый круг.

-У них есть шанс как-то пробудиться и задуматься о смысле жизни?

Примитивных людей нет – есть неразвитые внутренние миры. Или нераскрытые.

Я как-то заметил женщину, которая убирала возле памятника Танка на улице Сурганова. Она сделала интересную лопату из пластмассового бака, в который обычно наливают бензин. Я похвалил ее. Молодец! Как хорошо придумала! Она смутилась. Каждый раз я проходил и здоровался, чтобы обратить на себя внимание. Женщина привыкла — и уже сама первая говорила «здравствуйте». Прошло время – и я встречаю ее здесь. Она поделилась радостной новостью: ее повысили: дали более престижную площадку. Возле нашего театра. Вот, пожалуйста, стоило найти простое, безобидное, сердечное, поистине человеческое слово – и открылось море доброты в глубине.

Мне нравится исследовать слой за слоем – многослойность я ценю и людях, и в произведениях, и в спектаклях.

Надо ли режиссировать свою жизнь?

-Режиссировать надо свою личность: быть критиком самого себя. Наблюдаю за собой со стороны и вижу старого пня-деда, который думает: все дураки, и только Я!..

-В 70 лет у Вас по-прежнему мальчишеский летящий облик Питера Пэна, которого Вы когда-то ставили в Детской школе искусств №1…

-Каждое утро во время зарядки стараюсь как можно выше подпрыгнуть. Чтобы чуть-чуть оторваться от земли – и полетать. Иногда мне помогает велосипед – отправляюсь на нем в деревню Гаи. Там гористая местность. Разгоняюсь – и замираю над обрывом. Над озером в тумане. Воспаряю над суетой. «О, этот час, когда крылом одним сближаем мы грядущее с былым, когда внизу плывет земля, как будто детства дым».

Елена МАКСИМОВ, фото из архивов Василия ГАЛЕЦА

Последние новости

Гороскоп

Гороскоп на 16 июня для всех знаков зодиака

15 июня 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 15 июня для всех знаков зодиака

15 июня 2025
Читать новость
Новости компаний

Вас выслушают – «прямые телефонные линии» 16 июня

13 июня 2025
Читать новость
Гороскоп

Гороскоп на 14 июня для всех знаков зодиака

13 июня 2025
Читать новость
Общество

Вас выслушают – «прямые телефонные линии» 14 июня

13 июня 2025
Читать новость
Здоровье

Всегда на шаг впереди, или Детские жизни — в их руках

13 июня 2025
Читать новость