Лекарство от кризисов, или Механизм внутриполитической стабильности

За 29 лет своей истории Всебелорусское народное собрание (ВНС) прошло путь институционализации, трансформировавшись из общественно-консультативного совещательного органа в высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства.
На днях по поручению председателя ВНС Александра Лукашенко были назначены даты проведения второго заседания VII ВНС — 18-19 декабря 2025 года.
Первое вече
В октябре 1996 года, в трудное для страны время острого экономического кризиса и политической напряженности, по приглашению Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в минский Дворец спорта прибыло почти 5 тысяч человек. Глава государства обратился к делегатам I Всебелорусского народного собрания за поддержкой. На повестке были вопросы социально-экономической политики, обсуждение важнейших решений, в том числе проект новой Конституции.
Вопросы, поднятые на I Всебелорусском собрании, сегодня кажутся страницами истории, но тогда от принятых решений зависела судьба всей страны.
В середине 90-х, после распада Советского Союза, в бывших советских республиках шла борьба за передел оставшегося наследия. Многие промышленные предприятия были подготовлены к продаже за бесценок. Западные «демократические страны» поддерживали приватизацию, оценивая ее результаты с позиции «чем больше, тем лучше». Их не интересовало, как дальше будет развиваться предприятие, вышло ли оно из кризиса, производит ли конкурентоспособную продукцию, продолжает ли работать или закрыто купившим его конкурентом, в каком положении находятся рабочие.
Тогда, в 1996 году, с трибуны I Всебелорусского народного собрания Президент Беларуси озвучил свою позицию: если и будет разгосударствление предприятия, то только с согласия трудового коллектива, только с условием дальнейшего процветания, только в интересах народа.
На I ВНС Александр Лукашенко высказал и свое отношение к земле. Он спросил у присутствующих, должны ли мы поддержать «реформаторов» и сделать нашу землю объектом неограниченной купли-продажи, передать ее в частную собственность отдельных владельцев, или оставить ее кормилицей всего народа. Президент предвидел опасность, которая стояла за необдуманными решениями. В тех сложных экономических условиях продажа земли влекла за собой скупку за бесценок народного достояния, дальнейшее вмешательство во внутренние дела страны крупных собственников, за которыми могли стоять иностранные интересы. Скоропалительное решение могло обострить ситуацию требованиями вернуть земельные просторы потомкам землевладельцев, уехавших из страны после Октябрьской революции.
Доверие, оказанное народом своему Президенту на I Всебелорусском народном собрании, имеет отражение и в нашей современности. Остановив необдуманную приватизацию, поддержав целый ряд крупнейших производств, наша страна не только нарастила промышленный потенциал. Сегодня мы полностью удовлетворяем запросы нашего населения в продуктах питания, стабильно экспортируем высококачественную продукцию в другие страны мира.
Собрание стало платформой для обсуждения важнейших государственных вопросов, включая проект новой редакции Конституции.
Оно позволило Президенту получить народную поддержку, утвердить новую модель государственного управления, основанную на усилении президентской власти, разрешить затяжной политический кризис, но главное — сохранить единство страны.
Страховочный механизм
С одной стороны, за ВНС устойчиво закрепилась роль масштабного народного форума, рассматривающего ключевые текущие задачи и планы развития государства на ближайшие пять лет. С другой, именно Всебелорусское народное собрание оказывало значительный стабилизирующий эффект во внутриполитической обстановке в переломные моменты развития современной белорусской государственности. Особенно очевидно этот факт проявился в 2021 году, в период созыва VI Всебелорусского народного собрания, когда использование такого института в качестве площадки для широкого общественного диалога позволило Беларуси относительно безболезненно избежать погружения в гражданский конфликт и политический кризис.
На фоне попытки государственного переворота, последовавшей за президентскими выборами в августе 2020 года, ВНС стало площадкой для консолидации патриотических сил, определивших для себя задачу принятия коллективной ответственности за будущее Беларуси.
Решимость наделить делегатов ВНС более широкими стабилизирующими полномочиями подкрепилась политической ситуацией у соседних, теряющих суверенитет и независимость государств.
В результате в итоговой резолюции VI Всебелорусского народного собрания была отражена воля делегатов придать ВНС конституционный статус.
Результаты референдума
Для подготовки проекта внесения изменений и дополнений в Основной Закон страны в марте 2021 года была сформирована Конституционная комиссия.
С декабря 2021 года по всей стране заработали площадки общественного обсуждения новой редакции Конституции, в ходе которого было получено около 9 тысяч предложений граждан. Проведя ревизию ряда положений прежней Конституции и не имея возможности воспользоваться опытом иных стран, поскольку его попросту не было, Конституционная Комиссия фактически с нуля подготовила раздел об уникальном органе представительной власти — ВНС.
27 февраля 2022 года состоялся четвертый в истории суверенной Беларуси общереспубликанский референдум. 82,86% голосовавших поддержали предложенные поправки. В результате 15 марта 2022 года обновленная Конституция вступила в законную силу.
Законодательные новеллы были включены в Раздел ІV «Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, Суд».
«Национальный фронт»
Я была делегатом III, IV, VI и VII Всебелорусских народных собраний, поэтому мне есть с чем сравнивать. Если в предыдущие годы ВНС присутствовало в политическом поле страны исключительно в качестве совещательно-рекомендательного органа, обладавшего неоспоримо социальным весом, но в то же время не имевшего каких-либо властных полномочий, то VII ВНС своим представительством уже обеспечивало участие широких слоев населения в разработке и реализации стратегических направлений развития общества и государства.
24-25 апреля 2024 года на первом заседании VII ВНС 1200 делегатами были приняты доктринальные документы, уже более года обеспечивающие высокую степень как внешнеполитической, так и внутриполитической стабильности нашей страны: Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь.
Современное народное вече обладает правом вносить изменения и дополнения в Конституцию, проводить республиканские референдумы, рассматривать вопрос о легитимности выборов, избирать председателя, заместителя председателя и судей Конституционного и Верховного Суда, а также освобождать их от занимаемой должности. В полномочиях делегатов собрания — избрание и освобождение от должности председателя и членов Центральной избирательной комиссии, возможность принятия решения о смещении с должности Президента в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены.
Прочувствовав на себе не один военный конфликт предыдущих эпох, находясь сегодня на линии глобального противостояния и наблюдая последствия необдуманной политики соседних государств, наша страна прорабатывает план действий в любой сложившейся ситуации, наделяя ВНС как функцией коллективного контролера и советника, так и страхового механизма.
Именно поэтому 1200 делегатов ВНС имеют право ввести на территории Республики Беларусь чрезвычайное или военное положение и направить военнослужащих за пределы страны для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности.
Наличие ядерного оружия не только обеспечивает национальную безопасность, но и требует от нашей страны дополнительной ответственности перед мировым сообществом. Таким образом, будучи следствием продолжения процесса суверенного конституционного строительства, с одной стороны, ВНС представляет собой фактор консолидации белорусского общества, «национальный фронт», а с другой — это дополнительный рычаг для обеспечения как внутренней, так и внешней, всеобщей стабильности и безопасности.
Галина Беляева, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, член Постоянной комиссии по международным делам
