Темы

Первым делом – самолеты, или Фантастическое чувство полета

Первым делом – самолеты, или Фантастическое чувство полета

Говорят, человек должен подняться над землей и только тогда он поймет мир, в котором живет… О чувствах, возникающих во время полета, написано бесконечное количество строк. В любви небу признавались воистину великие мыслители и писатели. Однако кто понимает эти бескрайние воздушные просторы лучше летчиков? Так хочется на миг вместе с ними поддаться очарованию небесной выси!

Их заговорило небо

Давно прошло детство, а маленький ритуал – проводить взором летящий самолет и проследить за исчезающей белой полосой на голубой глади – почему-то до сих пор кажется важным. Несмотря на некоторое романтизирование авиационной среды, грезы о полетах никогда не закрадывались в мой разум. Да и случай почувствовать крылья за спиной впервые в жизни представился лишь недавно – когда мы вместе с командой портала «Могилев – мой город» решили снять сюжет про Могилевский аэроклуб имени А.М. Кулагина. 

Первыми впечатлениями от полета на самолете ЯК-52 поделились в новом ролике на ютуб-канале my.mogilev 

Кузница военных и спортивных летчиков, парашютистов была образована Постановлением Президиума Центрального совета ОСОАВИАХИМ в 1935-м году. Могилевский аэроклуб — один из немногих в Беларуси, который удалось сохранить до нашего времени. Залог успеха и долголетия – славная история и исключительные спортсмены. 

Для многих это место служит напоминанием о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, ведь в небе Родины с немецко-фашистскими захватчиками сражались воспитанники аэроклуба. Четверым из них – А.М. Кулагину, М.В. Лусто, Т.С. Жучкову, Г.М. Надточееву было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Есть и те, кто считает аэроклуб центром соприкосновения мечты и реальности. Высококлассные могилевские летчики ежедневно ощущают непередаваемые эмоции от покорения высоты, несмотря на рутинность, свойственную любой работе. 

Век живи – век учись 

О том, как проходят будни в учебно-спортивном учреждении, рассказал начальник аэроклуба – летчик авиации ДОСААФ 1-го класса, мастер спорта СССР Иван Касим, который радушно поприветствовал нашу компанию.  

– В апреле началась активная фаза подготовки. Мы обучаем спортсменов-летчиков, курсантов Военной академии Республики Беларусь и парашютистов. Первыми прибыли летчики, а в мае – будущие офицеры боевого управления. Любое обучение начинается с теоретической, так называемой наземной подготовки, и лишь потом наступает летная практика. В неделю один день мы уделяется предварительной подготовке, а затем четыре дня летаем. 

Активно тренируются в это время года не только курсанты, но и спортсмены, которые готовятся к летним авиашоу. 

– Особое внимание мы традиционно уделяем подготовке к празднику в Александрии. В этом году также станем участниками международного мероприятия «Поезд памяти». В нашем городе масштабная программа с участием летчиков и парашютистов запланирована на 1 июня. Действия будут разворачиваться над Буйничским полем, – отметил Иван Иванович и углубился в свои воспоминания. – Когда-то я планировал связать свою жизнь с Одесским аэроклубом, но, познакомившись со своей будущей женой-белоруской, в 1985 году переехал в Могилев. С того момента и наблюдаю за тем, как этот город стремительно меняется в лучшую сторону. На него приятно смотреть и с высоты, и с земли. 

Нас встречает летчик-инструктор Денис Шкаренда, несколько минут назад завершивший разбор полетов в учебной аудитории. 

– Безусловно, это важная составляющая любого учебного и рабочего процесса, — поясняет покоритель неба. – На то, чтобы подготовить летчика до уровня мастера спорта, уходит до 7 лет. Это заслуга наших золотых кадров. Теоретический курс с нуля спортсмены в Могилевском аэроклубе осваивают с января по апрель. Программа летной подготовки выстраивается грамотно. Стоит отметить, что здоровый организм адаптируется к любым перегрузкам, но для этого нужно время. 

Свой путь Денис Владимирович начал в этом аэроклубе, пройдя многочисленные этапы «взросления» летчика. Орден «За личное мужество» как напоминание об одном из таких этапов он получил за высокую самоотверженность в условиях, связанных с риском для жизни. 

– Внутренняя уверенность в том, что я хочу заниматься делом, которое мне нравится, привела меня сюда много лет назад. Обучаясь в аэроклубе, параллельно окончил Минское авиационное училище (ныне Белорусская государственная академия авиации). Здесь я понял, что никакие виды полетов мне не надоедают, а значит – я нашел себя. Безмерно благодарен своим учителям! Сейчас же моим главным наставником стала сама жизнь. 

Есть в аэроклубе и авиамодельная лаборатория, где юные могилевчане создают радиоуправляемые копии самолетов, проводят соревнования.

Заглянув в учебный класс, поздоровались с представителями нового поколения летчиков. Заканчивая второй курс, курсанты авиационного факультета прибыли на практику в Могилев и пробудут здесь до конца лета. 

На первом курсе парни побывали в Бобруйске, где «оседлали» аэропланы, а уже в следующем году отправятся в Лиду. 

– Родом я из военного городка под Осиповичами, где раньше стояла ракетная бригада. Мой дед служил на Дальнем Востоке в авиационной части, а его брат – в Быхове. Поэтому меня всегда интересовала авиация, — вспоминает курсант Дмитрий Сахащик. — После школы стоял выбор – стать летчиком или сотрудником МЧС. Решил прислушаться к сердцу. Мама и бабушка волновались, пытались отговорить, вспоминали трагедию, произошедшую под Барановичами. Отец же поддержал мое решение. Поступив в Академию, убедился, что в нашей группе нет случайных людей. А как иначе? В этой профессии невозможно разочароваться. Небо – это романтика. 

Заметив искренне горящие глаза парня, интересуюсь, кем он видит себя лет через десять.

– Быть военным летчиком престижно. Но в будущем, когда на первый план в жизни я решу выдвинуть стабильность, думаю, попробую свои силы в транспортной авиации. 

Понимая, что скоро и мне предстоит подняться в воздух, задаю Дмитрию вопрос: что ожидать от первого полета? 

— До поступления я тоже никогда не летал, – с улыбкой успокаивает парень. — Перед первым полетом до конца не мог поверить, что это происходит наяву. Глаза бегали из стороны в сторону, пока инструктор вводил нас в курс дела. Нельзя заранее представить, какие эмоции испытываешь, пока не попробуешь. Это словно новое захватывающее открытие. 

Воспарить над землей

В авиапарке две основные машины – АН-2 и ЯК-52. Вторая «птичка» уже была наготове и ждала своих пассажиров. 

– Учебно-пилотажный самолет позволяет обучать летчиков фигурам сложного и высшего пилотажа, – знакомит с легендарным самолетом командир авиационного звена Дмитрий Пащук. – Расход топлива, по сравнению с автомобилем, большой. На пилотаже литр топлива тратится за минуту. Скорость горизонтального полета — около 200 км в час, а на пилотаже — до 360-ти.

Наш собеседник в авиации с 1998 года. Начал заниматься в аэроклубе, пока учился в Могилевском политехническом колледже. После окончания Белорусско-Российского университета работал летчиком-инструктором. Сейчас призер чемпионатов мира и Европы по самолетному спорту готовит молодежь к соревнованию, которое скоро состоится в Калужской области Российской Федерации на аэродроме Михеево. 

– В моем детстве мальчишки и девчонки мечтали о небе, на пилотов равнялись и брали с них пример, – рассказывает Дмитрий Александрович. – Искренне хочу, чтобы этот вид спорта продолжал развиваться и молодежь не теряла к нему интерес.

Летчик авиации ДОСААФ 1-го класса, мастер спорта Республики Беларусь Виталий Шамардин позвал на борт самолета ЯК-52. Мандраж, который сопровождал меня на протяжении дня, улетучился, как только провели инструктаж. Закрепив парашют и ремни безопасности, он вернулся в свою кабину, оставив меня наедине со звуком рычащего двигателя. 

– Как слышно? – раздался в гарнитуре уверенный голос Виталия Владимировича. – Настроены на обзорный полет или пилотаж? 

– Хорошо. А что входит в классическую программу первого полета? – вопросом на вопрос ответила опытному летчику. После чего мы обговорили наш небольшой план действий. 

Поднявшись ввысь на металлических крыльях, почувствовала себя воздушным туристом и ощутила сладость воплощенной мечты, о которой даже не смела мечтать. 

Анна Сташкевич, фото автора и Сергея Вишневского

Последние новости

Общество

Вас выслушают – «прямые телефонные линии» 10 мая

9 мая 2025
Читать новость
Общество

Могилевский пикник. На Солдатской поляне прошел городской конкурс “Могилевский пикник”

9 мая 2025
Читать новость
Образование

Дети рисуют Победу! Галерея под открытым небом собрала маленьких могилевчан

9 мая 2025
Читать новость
Общество

Священный долг каждого! Могилевчане поддержали акцию «Беларусь помнит»

9 мая 2025
Читать новость
Общество

Приняли эстафету. Торжественным маршем прошли наследники Великой Победы

9 мая 2025
Читать новость
Новости компаний

Член Совета Республики Ирина Петрусевич поздравляет белорусов с Днем Победы

9 мая 2025
Читать новость