Игры разума Романа Кошмана

Роман Кошман носит костюм и бабочку. Строгий и выдержанный, он говорит на языках эстетики, пытливого ума и приправленной остроумием логики. Зачитывается Тургеневым, восхищается романтизмом, учит английский (и в планах — испанский), увлечен историей… А когда воробьи весной сходили с ума на улице, мозговой аристократ повторял: цель — лингвистический университет в Минске. Все эти мелкие подробности очень важны, потому что Роман Кошман из средней школы №5 Могилева набрал максимальные 400 баллов для поступления в ВУЗ.
Открытый разговор
Когда Роман первый раз пришел на урок русского языка и литературы, Оксана Якимащенко поняла: этот ребенок достигнет высоких результатов. После республиканской олимпиады (на втором этапе парень взял диплом II степени) он сказал учителю: «Оксана Владимировна, обещаю, что централизованный экзамен напишу на 100 баллов». И слово сдержал.
Готовиться к ЦТ и ЦЭ — трудоемкий процесс. Поэтому Рома — тогда еще школьник — ходил на факультативные, поддерживающие и платные занятия. Оксана Якимащенко точно знает: если у учащегося нет мотивации двигаться вперед, то каким бы профессионалом не был учитель, ничего не получится. Но это — не про нашего Романа.
— К централизованному экзамену и тестированию мы готовились на основании программ, разработанных Министерством образования Республики Беларусь и по пособиям, например, Митрошкиной и Точилиной, — рассказывает учитель английского языка Ольга Павлова. — За результатом Ромы — коллективный труд учителей и его самостоятельный. А поэтому — и диплом I степени по «Английскому языку» на втором этапе республиканской олимпиады, и 100 баллов на централизованном тестировании.
И все-таки одна сложность была: история Беларуси. Почему сложность? Парень рассказал: 16 лет прожил в Казахстане, а там, понятно, такого учебного предмета нет. Всего за два года в средней школе №5 Могилева он прошелся по точкам роста белорусского народа — от первых поселений кривичей до современного государственного устройства. Алла Клепча, учитель истории, удивилась: «Рома, как ты это все запомнил?» Ответ Кошмана был прост: «Мне это интересно».
— Роман, что привлекло Вас в изучении истории?
— Моя мама — из Беларуси. Ее предки по отцовской линии — Круталевичи — жили под Могилевом в деревне Коркать (с царских времен она находилась на границе Могилевского и Быховского уездов). Прапрапрадед Круталевич Федос был крестьянином, а один из его сыновей (что я знаю наверняка) участвовал в Гражданской войне в конной армии Буденного, а уже его сын Алексей — в Великой Отечественной войне, освобождал Кенигсберг и сейчас в его честь названа школа в небольшом городке Калининградской области. Это подтолкнуло меня к изучению истории Беларуси.
Удивляться не приходится: на втором и третьем этапах республиканской олимпиады по «Всемирной истории» и «Истории Беларуси он взял дипломы II степени. Алла Клепча улыбается: «Воспитанность, эрудированность, дисциплинированность — это все Рома».
— Все десятки в аттестате говорят о том, что Вас одинаково хорошо шли все предметы. А почему Вы сделали упор именно на — «Русский язык», «Английский язык» и «Историю Беларуси»?
— Совру, если скажу, что все давалось просто. Химия, физика и биология были для меня самыми сложными предметами. Я потратил много усилий, чтобы их освоить, не столько из-за желания получить высокие оценки, сколько из желания доказать себе, что я смогу справиться с ними.
А вот русский и английский языки, история были моими ориентирами, который помогли определиться с будущей профессией — я мечтал поступить на переводческий факультет Минского государственного лингвистического университета, и так и вышло. Моя цель была выбрать факультет, который дал бы мне больше перспектив в жизни и где требования для поступления, например, проходной уже был для меня значительным вызовом. Что важно: сначала я выбрала такие науки, которые меня интересуют и которые я желаю изучать, которые вызывают у меня интерес, а не наоборот.
— Как Вы организовали свой день в период подготовки к экзаменам и тестированию?
— У меня нет лайфхаков. Я просто учил материал тогда, когда у меня были время и желание. Правда, была установка: хотя бы несколько тестов в день нужно решить. Да, иногда мне приходилось заставлять себя заучивать информацию, потому что даже в темах, которые мне интересны, не все аспекты могут быть равно увлекательными. Например, культура Беларуси. Я столкнулся с трудностями, когда мне нужно было запомнить фамилии — но механическое запоминание не помогло мне в этом деле. Что я сделал? Чтобы расширить кругозор и узнать о новых вещах за пределами школьной программы, я начал слушать музыку белорусских исполнителей, смотреть фильмы белорусских режиссеров, читать книги белорусских писателей.
— Роман, в учебе — вы первый. А чем увлекаетесь в свободное время?
— Я люблю читать книги и смотреть кино в свободное время. Интересуюсь культурой, а особенно символизмом периода конца 19-го и начала 20-го века, который сильно повлиял на мой стиль поведения и внешний вид. Мне нравятся идеи и концепции, связанные с этой эпохой — я собираюсь ее изучать и дальше в ближайшее время.
Кратко и по факту
Школе №5 Могилева исполняется 53 года. Символично: 53 учащихся одиннадцатых классов получили аттестаты об общем среднем образовании, из них четверо юношей окончили школу с аттестатами особого образца — они получили золотые медали.
— По итогам университетских олимпиад в феврале в ВУЗы были зачислены 7 учащихся: в Витебский государственный медицинский университет, Могилевский государственный университет, еще двое учащихся стали победителям московской университетской олимпиады, — рассказала заместитель директора Елена Терещенко.
К слову, в этом учебном году в Могилеве 100 баллов по учебным предметам на централизованном тестировании получили 13 учащихся из школ и гимназий города. Пальму первенства по результатам ЦТ занимает гимназия № 4 (три стобалльника), в гимназиях № 1, 2, 3 — по два стобалльника, в СШ № 5, 18, 31, 40 — по одному.
Диана Вопсева
Фото автора