Борьба за парковку во дворе, или Свято место пусто не бывает
В Могилеве, как и в других крупных городах, припарковать машину во дворе многоэтажного дома удается далеко не всем и не всегда. И сколько бы водители ни сетовали, дворы не смогут вместить машины всех желающих. К тому же там часто паркуются не только жители ближайших домов, но и те, кто, к примеру, работает рядом. В результате многие вынуждены «вскарабкиваться» на тротуар или газон. Жильцы дома №44 по бульвару Непокоренных надеялись, что проблему удастся решить в рамках капитального ремонта их девятиэтажки, запланированного на 2023 год. Однако все оказалось не так просто. «Веснiк Магiлёва» разбирался в проблеме и искал пути ее решения.
Место преткновения
Парковка автотранспорта во дворах многоэтажек – наболевшая тема не только для владельцев машин, но и рядовых обывателей. В советские времена, когда личный автомобиль был предметом роскоши, недоступным большинству граждан, мало кто предполагал, что через 40-50 лет машины заполонят все дворы. В жилищном фонде застройки 1960-1980-х годов выделять территорию для парковки просто не предполагалось. А сегодня у жителей «хрущевок», как минимум, по одной, а иногда и по две машины.
– В районе нашего жилого дома по бульвару Непокоренных, 44 сложилась критическая ситуация, связанная с отсутствием парковочных мест для автомобилей жильцов, – рассказывает Виктор Залознюк. – По вечерам, когда все возвращаются с работы, и в выходные дни во дворе стоят 35-45 автомобилей, часть из которых – жильцов соседних домов №№ 36а, 36б, 50, так как у них тоже не хватает парковочных мест. Вместе с тем во дворах домов №№46, 54 парковочные места оборудованы. Возможно, и в нашем дворе тоже получилось бы.
Такое обращение инициативная группа дома отправила в Могилевский горисполком. В 2023 году запланирован капитальный ремонт их девятиэтажки, в рамках которого будет произведен ремонт фасадов, цоколя, отмостки, входных дверей в подъезды, окон лестничного марша, а также благоустройство прилегающей к дому территории.
– Оно предусматривает замену бордюров вдоль подъездной дорожки, а также вдоль всего асфальтобетонного покрытия, – уточняет жилец дома. – Мы бы хотели, чтобы в рамках этих работ нам оказали содействие в организации парковочных мест. Напротив подъездов, где нет деревьев, можно сделать «карманы» для автомобилей. Причем мы сами готовы поучаствовать в этих работах, а впоследствии содержать в порядке эти места.
Автовладельцы действительно демонстрируют ответственное отношение к своему двору: зимой очищают его от снега, рассказывает соседка Виктора Елена Шлапакова. Возле подъездов разбили цветники, убирают мусор.
– Однако вместо понимания и помощи во дворе установили бетонные трубы, чтобы мы не имели возможность парковать машины у дома №40, – говорит она.
Капитальный ремонт и модернизация – строго по проекту
Как же законно расширить территорию около дома для парковки личных автомобилей? Нередко после капремонта «хрущевок» жильцы сетуют: закатали бы в асфальт лишний метр дороги рядом с домом, и автовладельцам не приходилось бы заезжать на тротуар, чтобы пристроить свою машину на ночь.
Однако, как следует из ответа, данного Могилевским городским исполнительным комитетом, в проекты капремонта домов не включают расширение проездов и обустройство дополнительных парковок. К тому же нынешняя политика благоустройства придомовых территорий такова, что стараются максимально сохранить уже существующие растения и деревья.
– Некоторые полагают: вот есть свободное место на газоне, там можно положить какое-то покрытие – и парковочное место готово. В действительности процесс гораздо сложнее, – уточняет начальник производственно-технического отдела УКП Андрей Бурый. – В рамках постановления №324 Совета Министров в перечень работ по капитальному ремонту жилых домов входят работы по восстановлению придомового обустройства и озеленению нарушенного при производстве работ по капремонту. Мы можем восстановить разрушенный бортовой камень, пешеходную дорожку в существующих границах. Устройство парковок, дополнительных дорожек может быть выполнено в рамках отдельного проекта по модернизации и не может выполняться при капитальном ремонте жилых домов. Такое решение по включению в комплексный план по благоустройству может принять Могилевский горисполком, определив источник финансирования таких работ. Поэтому обращаться нужно именно туда.
Как показывает практика, в год обустраивают 2-3 придомовых территории. Вместе с тем необходимо учитывать техническую возможность обустройства парковки. К примеру, регламентируется расстояние до детской площадки, окон жилых домов. Есть нормативы по освещенности: если света от ближайших фонарей недостаточно, в проект закладывается установка одной или нескольких осветительных мачт. Под предполагаемой парковкой могут располагаться инженерные сети и коммуникации. Поэтому обязательно нужно разработать проектно-сметную документацию.
Вместе с тем на собрании перед разработкой проекта капремонта жильцы могут внести предложение по включению в ПСД определенного количества парковочных мест.
Мировая практика
В Японии невозможно просто купить машину – нужно обязательно приобрести и парковочное место, которое будет располагаться в радиусе не более 2 километров от дома (такие же правила действуют в китайских Пекине и Шанхае). При этом разрешается взять парковку в аренду, и это достаточно распространенная практика.
В столице Франции дворы полностью закрыты для парковки автомобилей, все машины паркуют в подземных паркингах под домами. Стоимость одного машино-места в Париже может превышать 100 евро в месяц.
В Бангкоке под паркинги отдаются первые этажи жилых домов; под них также строят отдельные здания рядом с домами.
В Беларуси в крупных городах достаточное количество платных парковок, свободных мест на которых гораздо больше, чем на дворовых территориях.
Екатерина ЛЬДОВА
Фото автора