Темы

Как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт

Как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт

Полвека назад на улицы Могилева вышел первый троллейбус, и с тех пор представить город без этого электротранспорта практически невозможно. 19 января 1970 года по маршруту «Ж.д. вокзал — пос. Куйбышева» начали курсировать шесть, а с 28 января — восемнадцать троллейбусов. Тогда общая протяженность линии составляла всего 10 км. Паутина троллейбусных сетей росла и развивалась вместе с нашим городом.

Профессиональный праздник — День автомобилиста и дорожника — хороший повод рассказать о сегодняшнем дне Могилевского филиала Троллейбусного парка № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс». Директор филиала Сергей Владимирович Монастыренко рассказал, как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт в современных условиях.

История развития могилевского троллейбуса насыщенная и сложная. В 1995 году Сергей Монастыренко возглавил предприятие с тяжелым наследством — 80% подвижного состава было изношено практически на 100%. Понадобились годы, чтобы электротранспорт смог подтвердить престиж нашего города. И это удалось, благодаря мудрому подходу руководителя-профессионала, который успешно и достойно развивает предприятие.

Главное — комфорт пассажиров

— Сегодня могилевский троллейбусный парк — это 114 троллейбусов семи модификаций и 2 электробуса, 12 тяговых подстанций, 4 диспетчерских пункта, 100 км контактных и 123 км кабельных сетей, ремонтно-механическое производство, энергослужба, гараж, насчитывающий 15 единиц техники, строительный участок.

Маршрутная сеть состоит из 6 маршрутов. По плану в рабочие дни на линию выпускают 84 троллейбуса, в выходные дни — 52. Самый длинный маршрут следования могилевских троллейбусов — «5-ка» — 32,5 км, самый короткий — двадцатикилометровая «3-ка».

Однако, как отмечает Сергей Владимирович, в связи с проведением ремонтных работ на одной из главных дорожных артерий города — мосту по ул. Первомайской, количество машин, выпускаемых в рейс, значительно сократилось.

— Мы были вынуждены отказаться от части маршрутов, и сегодня для перевозки могилевчан задействовано 60 троллейбусов. Также вахтовым методом работают троллейбусы на участке Трансмаш-ж/д вокзал, а на участке Переезд-ж/д вокзал задействованы электробусы. Это решение принято как для удобства наших пассажиров, так и для пользы установленного оборудования, и контактных сетей, которые нежелательно оставлять без электроснабжения. В связи с этим временно сократились объемы работ. Но мы стараемся делать все возможное, чтобы сгладить временные неудобства для наших пассажиров.

За смену, а это 8-9 часов, один троллейбус совершает около 5 рейсов. А за год могилевские троллейбусы перевозят более 35 млн пассажиров. Также в ведении предприятия свой шиномонтаж, участок электроники, столовая на 100 мест, где обедают не только работники филиала, но и могилевчане.

— Сейчас работать в какой-то степени легче, — отмечает директор филиала, — есть запас подвижного состава и возможность прямо на линии заменить машину в случае поломки. Также внедрена автоматическая система управления движением «Азимут», т.е. любое нарушение графика отслеживается. Во всех троллейбусах установлены видеорегистраторы, которые следят не только за происходящим на дороге, но и в салоне. В целом графики движения мы соблюдаем, улучшаем и совершенствуем услуги, и пассажиры сегодня могут быть в нас уверены.

Дорогу электробусам!

Троллейбусы по праву считаются самым экологически чистым общественным транспортом, однако — затратным. Как отметил руководитель, окупаемость «рогатого» транспорта — около 60%. И одна из главных задач работников филиала — экономия средств.

В прошлом году парк пополнили два троллейбуса модели АКСМ-321.

— Троллейбусное хозяйство — достаточно большое, и многие объекты требуют вложений. Сейчас занимаемся закупкой материалов, подготовкой к строительству и монтажу контактной сети на участке строящегося моста.

Активно готовим сети к зимнему периоду. Что касается затрат, непосредственно связанных с перевозкой, то один троллейбус «съедает» около трех киловатт энергии за километр пути. И сегодня, чтобы хозяйство смогло сработать без убытков, стоимость билета на одну поездку должна быть минимум 80 копеек.

Директор филиала отметил, что в плане экономичности троллейбусы значительно уступают электробусам. Использование электробусов выгоднее на 40%.

— В свое время мы разработали программу полной замены троллейбусов на электробусы. При разработке учитывали износ троллейбусов — по нашим подсчетам, примерно к 2026 году они потребуют полной замены. Таким образом, программа существует, но все зависит от финансовых возможностей.
Конечно, троллейбусы для нас как родные, но сегодня им приходится нелегко.

А электробусы — хорошая перспектива в условиях постоянно растущей интенсивности движения.

В то же время мы бережно сохраняем один из первых могилевскх троллейбусов, который стал раритетным экспонатом (на снимке). Он стоит на территории парка, и мы оборудовали здесь место для мини-экскурсий, ностальгии и отдыха.

Все успехи — заслуга коллектива

Как заверяет директор троллейбусного парка, успех зависит не только от руководителя — всю основную работу выполняет коллектив. А коллектив горэлектротранспорта — профессионалы, которые тихо, незаметно, но достойно делают свое дело.

Сегодня на предприятии трудятся 650 человек, в том числе молодежь в возрасте до 31 года — 90 человек, женщин — 340, из которых 75 — водители троллейбусов, мужчин — 310.

За 50-летнюю историю на предприятии сложились целые династии. Так заместитель директора по идеологической и организационно-кадровой работе Светлана Синявская трудится здесь уже 23 года. В троллейбусном парке много лет работали водителями троллейбуса ее родители, Антонина и Владимир Зеранцовы.

— Мама пришла на предприятие чуть раньше, переехала в Могилев из Луганска. С отцом они познакомились, когда он у нее стажировался, и в 1971-м они поженились. Здесь проходило мое детство, и троллейбусный парк стал для меня родным. В 1996-м я пришла на работу кассиром, затем работала бухгалтером, начальником отдела кадров. Это мое первое место работы, — рассказала Светлана Владимировна.

Гордится предприятие и своими работниками, среди них водитель троллейбуса Галина Матюшенок. Обаятельная, хрупкая женщина уже 20 лет крутит баранку «рогатого» электротранспорта. Она уверена, что нашла свое место в трудовой жизни, и делает это профессионально и с удовольствием.

— Меня всегда привлекала профессия водителя троллейбуса, хотелось попробовать. Я попробовала и влюбилась в эту большую машину.

Первая смена у Галины Владимировны начинается около пяти часов утра. До этого времени ей нужно успеть добраться до депо (для этого есть специальная «развозка» — дежурный троллейбус, который собирает сотрудников первых смен и развозит по домам после окончания последней), проверить и подготовить троллейбус к рейсу, пройти медосмотр, оформить разрешительные документы у диспетчера.

— Люблю встречать рассветы за рулем, наблюдать за пейзажами любимого города, а поздно вечером, после напряженного рабочего дня, наблюдать, как город постепенно засыпает, улицы пустеют. Легче работать, когда хорошая погода. В нашей работе расслабляться нельзя ни на минуту, нужно постоянно все контролировать, ведь стрессовых ситуаций на дорогах много, а ты несешь ответственность за жизнь пассажиров.

Представительница неженской профессии гордится многочисленными грамотами и наградами за добросовестный труд, в том числе нагрудным знаком «За работу без аварий».

Особое внимание в троллейбусном парке уделяют молодежи и пропаганде здорового образа жизни. В филиале функционирует отремонтированный тренажерный зал и зал настольного тенниса, где работники любят проводить время. Его услугами пользуются и все желающие могилевчане.

Впереди у могилевского троллейбусного парка красивый и почетный юбилей — 50 лет. Каждым работником здесь дорожат и каждого ценят. И эта большая сплоченная команда работает слаженно, чтобы могилевчане могли вовремя, комфортно и безопасно доехать до пункта назначения.

Анастасия Комкова
Фото Павла САВЕЛЬЕВА
УНП 701484045

Последние новости

Общество

В июле нас ждут четыре выходных подряд: когда будем отрабатывать?

19 июня 2025
Читать новость
Общество

Водное мероприятие «Магiлёўская хваля» пройдет в областном центре 29 июня

19 июня 2025
Читать новость
Вакансии в Могилеве

Студенческие отряды: о работе молодежи летом

19 июня 2025
Читать новость
Новости компаний

Дополнительные рейсы в связи с проведением в День всенародной памяти жертв ВОВ

19 июня 2025
Читать новость
Общество

Могилев готовится ко Дню города!

19 июня 2025
Читать новость
Культура

Программа мероприятий, посвященных Дню города Могилева

19 июня 2025
Читать новость