Темы

Троллейбусный парк № 1: сквозь время и пространство

Троллейбусный парк № 1: сквозь время и пространство

Первый троллейбус, который появился в Германии в конце XIX века, представлял собой открытый вагон с токосъемной тележкой. Отсюда и название — от английского слова «троллей», что означает роликовый токоприемник. По Могилеву первый троллейбус проехал 19 января 1970 года. Конечно, он уже выглядел совсем иначе. И это событие стало новой отправной точкой для пассажиров. Кстати, сегодня за год могилевские троллейбусы перевозят около 28 миллионов человек!

Нулевой километр
Старожилы помнят, что 60-70-е годы прошлого столетия стали для Могилева периодом бурного промышленного строительства. В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию первой очереди комбината синтетического волокна и растущей численностью городского населения в 1966 году Стройтрест № 12 начал возведение комплекса сооружений Могилевского троллейбусного управления.
Приказом по Министерству коммунального хозяйства БССР от 9 апреля 1969 года была создана дирекция Могилевского троллейбусного управления. Его первым начальником стал Сергей Яковлевич Брус. И уже 19 января 1970 года по маршруту «Железнодорожный вокзал — поселок Куйбышева» начали курсировать шесть троллейбусов, а с 28 января их количество выросло до 18! Общая протяженность линии составляла 10 км. Первыми троллейбусами были ЗИУ-5Д.
В ноябре 1970 года 20-километровая троллейбусная линия связала площадь Орджоникидзе и комбинат «Лавсанстрой». Количество подвижного состава в то время достигло 55 единиц. А к началу 80-х годов в областном центре действовало пять троллейбусных маршрутов. Наибольшее развитие троллейбусная сеть города достигла к 1997-1999 годам, когда маршрутов стало 14.

Набираем скорость
Новая глава в развитии пассажирских перевозок открылась в 2017 году, когда в честь 750-летия Могилева Народное правительство провинции Хунань Китайской Народной Республики передало в дар областной столице два электробуса. В 2021 году Троллейбусный парк № 1 получил первый белорусский экспериментальный электробус производства ОАО «МАЗ».
А в 2023 году парк предприятия пополнили шесть белорусских троллейбусов с увеличенным автономным ходом, что помогло исполнить давнюю мечту тысяч могилевчан — пустить троллейбусы в Казимировку! Были открыты два новых маршрута без дополнительного строительства троллейбусных линий: маршрут № 16 «Микрорайон Казимировка — пр-т Мира — пер. Ватутина» и № 16Д «Микрорайон Казимировка — пр-т Мира — Городская ветеринарная станция».
Сегодня Могилевский троллейбусный парк № 1 — это 540 работников, 100 троллейбуса и 3 электробуса. В будние дни на городские дороги выходят 74 машины. В настоящее время в областном центре организовано 8 троллейбусных маршрутов протяженностью 235 км. В месяц один троллейбус проезжает в среднем 6 тысяч километров. Предприятие ежегодно осуществляет перевозку около 28 миллионов пассажиров.

Троллейбусный парк в лицах
В январе 1984 года после армии в тогда еще Троллейбусное управление устроился на работу слесарем по ремонту подвижного состава Михаил Сергеев. Сейчас это один из опытнейших сотрудников.

Сегодня работы не так много, — сравнивает он. — По крайней мере, физической. Сейчас больше думать надо, разбираться в механизмах. А вот машины модели ЗИУ-5, с которых я начинал, были очень тяжелые, часто ломались. Новые троллейбусы производства МАЗ максимально технологичные!
Залог профессионального долголетия, считает Михаил, в отличном коллективе и грамотном руководителе.

Для нас фраза «дружный коллектив» — это не просто слова, — отмечает Михаил Сергеев. — Здесь работают люди, которые любят свое предприятие, готовы помочь в любую минуту, и руководитель, который с нами всегда и везде. Такое место работы еще нужно поискать!
Его поддерживает и начальник участка службы организации движения Олег Савченко, чей трудовой стаж в Троллейбусном парке № 1 почти четыре десятка лет. В перечне рабочих задач — организация и управление движением, планирование работы водителей, контроль за соблюдением норм охраны труда и безопасности дорожного движения и многие другие.

Хочется, чтобы парк пополнялся новыми современными машинами, инициативными работниками, грамотными водителями. Желаю каждому здоровья, успехов и безопасной работы!
Горит своей работой и любовью к парку водитель троллейбуса Татьяна Палькович. На яркую брюнетку за рулем троллейбуса № 16 обращают внимание многие пассажиры. Они наверняка будут удивлены, узнав, что в парке она работает уже 30 лет!

Моя мама, Валентина Качанова, работала здесь диспетчером, отец, Михаил Измер, вырос из водителя троллейбуса в начальника службы движения. Я с детства бывала в парке и тоже мечтала сесть за руль, — вспоминает она. — Но так как работать водителем можно только с 21 года, в 19 лет устроилась кондуктором и при первой же возможности исполнила свою мечту!
Татьяна не представляет себя вне парка:

Мне нравится вести троллейбус, общаться с пассажирами, встречаться с коллегами, — говорит она. — Работа непростая, но интересная и любимая! Коллектив сплоченный. В этом немалая заслуга нашего директора Сергея Монастыренко! Мы здесь — одна большая семья!
Татьяна чувствует себя на работе как дома еще и потому, что ее напарник — муж Сергей. Когда он пришел в парк, то работал, как и будущая супруга, на маршрутах № 3 и 5. Со временем профессиональный союз перерос в семейный.
Примечательно, что родители Сергея — Алексей Васильевич и Тамара Константиновна — тоже много лет работали в троллейбусном парке.
По маршруту № 16 водит новый МАЗ и Александр Фроленков. Он считается еще довольно молодым водителем — всего 14 лет за рулем троллейбуса! До 2023 года работал на маршруте № 2 — одном из самых протяженных.

За последние годы дороги в городе стали заметно лучше! — отмечает он. — Раньше знал каждую ямку, а теперь их нет!
А появление троллейбусов с автономным ходом действительно открыло новую страницу пассажирских перевозок.

И то, что нужно подключаться или отключаться от контактной сети, не доставляет хлопот водителям и пассажирам — это минутное дело! Зато троллейбусы ездят в Казимировку! — с удовольствием говорит Александр. — Замечал, что пассажиры, несмотря на обилие транспорта, ждут именно 16-й!
Навстречу новым горизонтам
В 1995 году начальником управления был назначен Сергей Владимирович Монастыренко, который возглавляет Троллейбусный парк № 1 по сегодняшний день.

19 января 2025 года исполнилось 55 лет с того дня, когда по улицам Могилева от Рабочего поселка до железнодорожного вокзала проехал первый троллейбус. За эти годы наш Троллейбусный парк № 1 стал по-настоящему первым. Мы не просто перевозим пассажиров — мы создаем комфорт и уют в их повседневной жизни, — подчеркивает Сергей Монастыренко.

Вспоминая путь, который мы прошли, невозможно не отметить тех, кто стоял у истоков нашего парка. Это ветераны, которые вложили свои знания и опыт в развитие троллейбусного движения Могилева.
Сегодня мы внедряем новые технологии, следим за качеством обслуживания и стремимся к улучшению условий работы для сотрудников, ведь коллектив — самый важный ресурс, только с ним мы можем воплощать задуманное. Перед нами стоят важные задачи, и первостепенная из них — безопасная перевозка пассажиров.
Желаю нашему предприятию стремительного развития и регулярного обновления троллейбусов! А каждому из вас и вашим семьям — здоровья, счастья и удачи! Пусть каждый новый день приносит радость от проделанной работы, а наш троллейбусный парк продолжает развиваться и процветать!
Екатерина ЛЬДОВА

Последние новости

Общество

В июле нас ждут четыре выходных подряд: когда будем отрабатывать?

19 июня 2025
Читать новость
Общество

Водное мероприятие «Магiлёўская хваля» пройдет в областном центре 29 июня

19 июня 2025
Читать новость
Вакансии в Могилеве

Студенческие отряды: о работе молодежи летом

19 июня 2025
Читать новость
Новости компаний

Дополнительные рейсы в связи с проведением в День всенародной памяти жертв ВОВ

19 июня 2025
Читать новость
Общество

Могилев готовится ко Дню города!

19 июня 2025
Читать новость
Культура

Программа мероприятий, посвященных Дню города Могилева

19 июня 2025
Читать новость