Владелец электромобиля, Степан Колесов, о том, почему «зеленые» авто становятся все более популярны среди могилевчан

Все чаще на дорогах города начинаешь встречать экологичные авто с зелеными номерами. Мода на электромобили медленно, но верно подбирается и к нам. По белорусским дорогам колесит уже около полутысячи электромобилей, в областном центре эта цифра пока скромная — 6 электрокаров и 2 электробуса. Увеличить ее планируется с помощью вступившего в силу Указа Президента о преференциях для электромобилей.

Ставка уезжает в ноль

О том, что переход на «зеленый» транспорт станет одной из основных задач грядущей пятилетки, не раз подчеркивал Глава государства Александр Лукашенко.

Действительно, последние месяцы на государственном уровне принят ряд важных мер, стимулирующих переход на экологичный транспорт. Так, 12 марта Президент подписал Указ «О стимулировании использования электромобилей». Эта мера, вне всякого сомнения, должна сказаться на активности покупателей электрокаров. Согласно документу, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении.

До 31 декабря 2025 года в стране будет действовать нулевая ставка НДС при ввозе электрокаров для личного пользования. Это позволит увеличить ввоз неаварийных машин, в то время как раньше в целях экономии многие владельцы предпочитали привозить битую технику и восстанавливать ее уже собственными силами. При этом у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин.

Кроме того, владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. Также документ положил начало программе создания государственной зарядной сети.

«Сегодня в стране успешно функционируют 264 зарядные станции «Белоруснефть» под брендом Malanka. К 2022 году эту цифру планируется удвоить»

Рынок растущего напряжения

Да, где-то два-три года назад электромобиль можно было бы назвать гаджетом или «модной» игрушкой, теперь же это полноценное авто, — говорит Дмитрий Плеханов, заместитель директора по вопросам развития компании «Стрим».

— В 2017 году наша компания установила первую в городе электрозаправку у «Технопарка». Заправка на два машиноместа пока работает бесплатно и по техническим характеристикам соответствуют всем международным стандартам. К решению заняться этой тематикой нас подтолкнул развивающийся рынок электромобилей — как в Могилеве, так и Беларуси в целом. Поскольку наша компания обладает и специалистами, и соответствующими компетенциями, мы решили разработать и изготовить свою зарядную станцию. На сегодняшний день имеем ряд моделей таких заправок, технические характеристики которых соответствуют международным стандартам и способны заправлять все типы электромобилей, выпускаемые мировыми производителями.

Станции могут устанавливаться на открытых и закрытых парковках, стоянках автомобилей, в частных домах, гаражах.

Наш эксперт твердо уверен, что когда зарядные станции станут концентрироваться во дворах спальных районов и будет до конца развита сеть электрозаправок в городе и стране в целом, электромобили перестанут быть модной игрушкой, а станут повседневным средством передвижения.

Электрозаправка возле ТЦ «Е-сити» по ул.Гагарина

В Могилеве сегодня установлено 5 электростанций, где можно зарядить электрокары.

Экология. Экономия. Комфорт

Могилевчанин Степан Колесов стал первым обладателем зеленых номеров в регионе.

Степан говорит, что покупку экологичного транспорта расценивает как голосование за будущее. Для него электрокар — три в одном: экология, экономия и комфорт!

— У этого авто много плюсов, которые подтолкнули мою семью к его покупке. Один из которых, безусловно, безопасность. Я пристально слежу за разработками мировой компании, а быть владельцем одной из них вдвойне приятно и интересно.

Семья Колесовых Tesla Model 3 покупала на аукционе в США уже после вступления в силу указа Президента, благодаря чему удалось сэкономить значительную сумму денег. Авто выбирали б/у в хорошем состоянии и с минимальным пробегом. И вот сейчас этот красавец рассекает по Могилеву, отражая в своем панорамном стекле всю красоту города.

— Начинка электрокара — отдельный разговор: она вся «напичкана» полезными высокотехнологичными «примочками»: большой сенсорный экран, автопилот, датчики, камеры, обновление через мобильное приложение. Больше всего меня удивило то, как эта машина ездит. Она способна разогнаться до «сотни» за три секунды, при этом очень плавно и бесшумно.

Как могилевчане реагируют на Tesla?

— Многие водители, которые понимают, что это электромобиль, обычно жестом показывают «класс». Были случаи, когда автомобилисты пытались посоревноваться в скорости. Приходилось им показывать, на что способен этот автомобиль. Такого они не ожидали! — улыбаясь, рассказывает Степан.

Реального запаса хода летом хватает примерно на 500 км при средней скорости 90 км/ч, зимой чуть меньше. Батареи до полной замены — на 250-300 тысяч километров, что очень много.

— Свое авто заряжаю два раза в неделю — либо в центре, либо на работе. Ставлю автомобиль заряжаться на ночь, примерно за  9-10 часов. Радует тот факт, что зарядки на «Белоруснефть» пока бесплатные, но слышал, что в скором времени за нее будут брать по 30-40 копеек за 1 кВт/ч. На мой взгляд, это дороговато.

Также у электрокаров есть свои особенности, которые надо знать: например, производитель этого авто не рекомендует заряжать батарею под завязку, чтобы продлить срок ее службы. Эту информацию я узнал на белорусском чате владельцев Teslа, в котором пока 77 человек.

За минувший с момента покупки месяц могилевчанин уже успел вкусить все «прелести» эксплуатации электрокара. Главными из которых стали плохо развитая сеть электрозаправочных станций и не совсем приспособленная для его авто дорожная инфраструктура. Это мешает в полной мере насладиться процессом езды.

— Авто управляется через бортовой компьютер, с помощью которого автомобиль сам отслеживает разметку, держит полосу, перестраивается из одной полосы в другую, разгоняется и тормозит, но при этом есть трудности с видимостью разметки, поскольку в городе она не везде четко различима. Еще один нюанс — недостаточно развитая сеть электрозаправок. Очень бы хотелось, чтобы в ближайшее время этот вопрос решился.

Слышал, что «Белоруснефть» активно занялась этим вопросом. Возможно, после запуска БелАЭС на наших дорогах станет больше экологичных авто, а люди начнут менять приоритеты, ставя на перовое место экологичность и экономичность. К тому же на рынке появилось немало бюджетных моделей электромобилей — как новых, так и б/у, цены на которые немного выше стоимости обычных авто.

Несмотря на все трудности, наш герой твердо уверен, что за электрическим транспортом будущее, а автомобили с двигателями внутреннего сгорания постепенно отойдут к любителям старины и коллекционерам.

— Добро пожаловать в наш клуб экологичных авто! — призывает всех могилевчанин Степан Колесов!

«Топ-5 популярных  моделей электрокаров в Беларуси — «Nissan Leaf», «Hyundai Electric», «Chevrolet Bolt», «BMW i3», «Tesla Model 3»

Зеленые номера

С 1 июля при постановке авто на учет в ГАИ владельцам электромобилей начали выдавать новые регистрационные знаки с зелеными цифрами и буквами.

Новый цвет номеров нацелен на то, чтобы сделать экологичный транспорт узнаваемым в общем потоке, на парковках и местах для зарядки. В планах — еще и разрешение пользоваться выделенной полосой, оставляя позади машины с двигателями внутреннего сгорания. Эта международная практика положила начало серьезной работе по популяризации автомобилей с электродвигателем.

Также в ГАИ подчеркнули, что участие в дорожном движении электромобилей со старыми регистрационными знаками — не нарушение.

— Владельцам электрокаров, которые ввезли их в страну, зарегистрировали до 1 июля и не получили зеленые знаки, не стоит беспокоиться: льготы, предусмотренные указом Президента, в том числе касающиеся парковки на платных коммунальных стоянках, получили все электромобили, независимо от того, какие на них номера — черные или зеленые, — уточняет заместитель начальника УГАИ УВД Могилевского облисполкома Владислав Бордиловский.

Вместо эпилога

Так стоит ли пересаживаться на электрокары? Последнее слово в этом вопросе за калькулятором. На одной чаше — по-прежнему все еще относительно высокая стоимость машины и неразвитая сеть быстрозарядных станций, а на другой — минимальные траты на обслуживание, дешевое топливо и, что важно, экологичность.

Очевидно одно: еще немного — и электрокары станут привычным транспортом на дорогах нашего города. Тем более, что лед тронулся и государство стало всячески стимулировать развитие экологичного транспорта. С нетерпением ждем и наш отечественный электрокар по доступным ценам и с привлекательными условиями кредитования! По прогнозам экспертов, к 2025 году на электромобили пересядут до 30 тысяч белорусов. Как говорится, электромобилям — зеленый свет!

Справочно

Почем «топливо» для электрокара?

Тарифы на электроэнергию для зарядки электромобилей на 01.01.2020 по одноставочному тарифу составляют 0,15177 рубля (без НДС) за 1 кВт*ч. По такой цене электроэнергию покупают юрлица либо индивидуальные предприниматели, оказывающие услугу по зарядке автомобиля. Стоимость полной зарядки электрокара владельцу обойдется от 4 до 10 рублей, все зависит от емкости батареи и скорости зарядки.

Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Фото автора

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU