Трудовые отношения при самоизоляции

С 25 марта Совет Министров принял постановление № 171, определяющее меры по предотвращению завоза и распространения вируса COVID-19 в Беларусь.
В документе говорится, что граждане, прибывшие из стран, где зафиксированы случаи инфицирования коронавирусом, в течение 14 календарных дней со дня прибытия должны находиться в самоизоляции дома. Но как это осуществить, если необходимо идти на работу? На этот вопрос мы попросили ответить правовых инспекторов труда Могилевского областного объединения профсоюзов Инну Чеботаревскую и Максима Ищенко.

— Если человек столкнулся с подобной ситуацией, то этот вопрос ему нужно решать с нанимателем. Работнику, которому надо находиться на самоизоляции, прежде всего, можно воспользоваться правом на использование трудового отпуска, либо работник может обратиться с заявлением к нанимателю с просьбой о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

Если работу нужно временно приостановить или уменьшить ее объем, у нанимателя есть возможность предоставить работникам, по их инициативе, отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы.

При этом самоизоляцию не нужно путать с карантином. Помещение в карантин оформляется медицинскими работниками. На сегодняшний день это актуально для тех, кто плотно контактировал с пациентами с уже подтвержденной инфекцией. Законодательством предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности назначается на весь период отстранения от работы в связи с карантином, — объясняют правовые инспекторы.

Работодатель также может договориться с работником о возможности выполнения должностных обязанностей дистанционно. Следует отметить, что с 28 января 2020 года вступили изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь, которые ввели понятие дистанционной работы. Так, дистанционной работой считается работа, которую работник выполняет вне места нахождения нанимателя с использованием для выполнения этой работы и осуществления взаимодействия с нанимателем информационно-коммуникационных технологий.

Эксперты объясняют, что если переход на дистанционную работу будет инициирован нанимателем, то необходимо в соответствии с законодательством письменно предупредить работника об изменении существенных условий труда. В случае, если инициатива исходит от работника, то достаточно его заявления. В обоих случаях при достижении согласия с обеих сторон заключается дополнительное соглашение к трудовому договору.

Стоит помнить также о том, что руководство организации вправе отказать работнику в дистанционном выполнении обязанностей, если оно не может обеспечить должных технических возможностей (например, в цехах) и других сферах трудовой деятельности.

Ольга БУХОЛОВЦЕВА
Фото носит иллюстративный характер

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU