Стружкой пахнет и свежей доской

Помните, как в стихотворении Джанни Родари: «У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идешь мастерской — стружкой пахнет и свежей доской…» Мастерскую Игоря Щербина я нашла буквально по запаху: ароматы свежеструганного дерева, воска, смолы не могут заглушить никакие другие. Внутри все еще более волшебно: солнце попадает в мастерскую сквозь небольшие окна, отражается в мелкой древесной пыли, из-за чего инструменты будто освещены удивительным танцующим светом. И все работники мастерской тоже озарены необычным свечением. И дело здесь не только в преломлении лучей…

Stolyar_13

«Пятая точка»

Древесина — один из самых древних и любимых человечеством строительных и поделочных материалов. Из дерева люди строили дома, церкви, делали мебель и посуду, предметы обихода и орудия труда. Казалось бы, работать с деревом может каждый. И правда, что тут сложного: взял доску, отмерил нужное, отпилил, сколотил — и готово! Однако несложной такая работа кажется только в теории. На практике же чаще всего случается так, что решил подравнять ножки у табурета, а в итоге отпилил «под корень».

Stolyar_18 Stolyar_19

У могилевского мастера Игоря Щербина все наоборот! На фестивале столярного дела, который проходил в Москве, его авторский табурет «Пятая точка» стал не только самым красивым, но и самым загадочным. По условиям конкурса, табурет нужно было изготовить из необычных материалов. Игорь выбрал два вида дуба — обычный и мореный. «Идея, как обычно, возникла под утро после бессонной ночи, — улыбается Игорь. — Сделал набросок, разложил работу по этапам. Табурет вызвал такой интерес еще и потому, что в основе крепления ножек и сидения лежит сопряжение трех углов». Коллеги так и не смогли разгадать секрет. К слову, табурет пришлось оставить организаторам, поэтому на «Пятой точке» мастер не сидит.

Из хобби — в профессию

Столярным делом Игорь Щербин «заболел» в детстве — в Могилеве ходил в кружок «Умелые руки». Самым первым изделием стала рамочка для фотографии, которую четвероклассник Игорь подарил маме. «Помимо рамки, там была подставка и пенек, чтобы поставить ручку и карандаш», — вспоминает мастер. Затем одно время работал художником-оформителем. Потом жизнь развела с творчеством, однако Игорь не выпускал карандаш и стамеску из рук, делая поделки для души. А со временем снова вернулся к любимому делу и уже 15 лет профессионально занимается тем, что раньше было хобби. Это как раз тот случай, когда любимое с детства занятие резьбой по дереву из увлечения превратилось в основную работу, нисколько не утратив своей привлекательности. Со временем, изучив «анатомию» мебели, Игорь занялся ее изготовлением. «Я изготавливаю церковную утварь и светскую», — уточняет столяр.

Stolyar_16

Гильдия столяров

Из светского в Могилеве об Игоре Щербине напоминает картуш на городской ратуше. А в Подмосковье есть храм, в котором мастер работал 4 года, «облачая» его в деревянные «кружева» византийского стиля: алтарь, иконостас, трапезную, иконы. Вернувшись в Могилев, Игорь решил создать в городе Гильдию столяров, объединив единомышленников под одной крышей.

«Прикупил оборудования, обустроил мастерскую, однако идея продвигается со скрипом, — сетует столяр. — Теперь вижу, что вряд ли что-то получится, и все традиционно упирается в финансовый вопрос. К сожалению, не все люди могут определить, где ценная вещь, а где пустышка. И переплачивают деньги за ширпотреб. А еще почему-то считается, что итальянская или китайская мебель лучше нашей. Я занимаюсь реставрацией и вижу, из чего они делают. Мы можем гораздо лучше, качественнее и намного дешевле».

Stolyar_17

Столярное искусство

Все эти мысли не дают с головой погрузиться в творчество, ведь, что бы ни говорили, столярное мастерство — это не ремесло, а творчество, как живопись или музыка. Резчик по дереву немного даже больше, чем художник — сюжет будущей работы необходимо сначала придумать, затем сделать массу набросков на бумаге со всевозможными доработками и переработками.

«Мне идею нужно «выходить», — рассказывает Игорь об этапах работы. — Хотя бывает по-разному: порой, как папа Карло, увижу кусок материала — он и подсказывает направление работы». Если настроения нет, заставить себя работать Игорь не может, да и ничего хорошего не получается. В такие моменты он занимается самообразованием, напитывается образами и идеями.

Stolyar_1

Основные материалы для работы — дуб, ольха, вяз, иногда — орех, бук. По словам могилевского столяра, дерево — это «живой» и теплый материал для резьбы, который привлекал людей многие века, и до сих пор изделия из дерева пользуются большой популярностью среди людей, ценящих его тепло и красоту.
«А вот и он, знаменитый мореный дуб, — демонстрирует мне Игорь малопривлекательные черные деревяшки. — Ему около 1000 лет!» Я быстро пытаюсь представить себе ровесника крещения Руси.

«У мореного дуба целых две жизни, одну из которых он проживает на земле, а вторую — под водой. На самом деле, «мореный дуб» не изготавливают, а добывают
в руслах старых рек, на болотах, там, где рос некогда дуб, но в силу различных причин оказался в воде без доступа воздуха, — продолжает рассказ мастер. — В результате это очень прочная, черная с серебристыми проблесками древесина. Очень ценная и трудно обрабатываемая». А в умелых руках профессионала черные деревяшки превращаются в дивной красоты поделки!

Stolyar_14

Резьба по дереву — занятие тонкое, требующее от человека и творчества, и терпения, и, конечно, наличия «золотых рук». В мастерской Игоря — как в музее: кругом авторские эксклюзивные работы. Резной секретер, массивные кресла, изящные барные стулья, письменные столы, тончайшей работы дорогие женскому сердцу шкатулки и органайзеры для украшений или косметики. А еще немало резных икон, распятий и… крестов.

К вере Игорь Щербин пришел через личную трагедию. «Как раз тогда вернулся к столярничеству, — поясняет он. — А потом понял, что Бог ведет по жизни: я всегда встречался с замечательными людьми. Так начал ходить в наш Свято-Никольский монастырь, познакомился с матушкой игуменьей, она стала делать мне небольшие заказы. Люблю вырезать киоты, кресты. На сегодняшний день знаю, как делать всю церковную утварь. Освоил резную икону, однако она не традиционна для Беларуси».

Stolyar_5

Вдохновение — в семье

У Игоря Щербина большая семья: с женой растят четверых детей! Папа старается приобщать детей к столярничеству, однако не настаивает, если они выбирают другой путь. «Старший сын Денис окончил Бобруйское художественное училище, — с гордостью делится многодетный отец. — Я даже готовил его «под себя». Однако за время учебы он открыл в себе певческий дар, на него обратили внимание. Тогда поступил учиться в Минск, окончил консерваторию в Петрозаводске, сейчас работает в Санкт-Петербурге. Он живет этим, поэтому я рад, что он нашел свое место в жизни. Младшенькая Варюшка — точно в папу пошла! Всегда дарит нам оригинальные поделки. Панкрат и Ульяна немножко ленятся, однако мы с супругой стараемся увидеть в них творческие задатки и максимально раскрыть их».

На мое предположение, что дома у Игоря все из дерева, резное, он отвечает с улыбкой: «Жена уже даже не просит что-то сделать для дома, поняла, что бесполезно — все руки не доходят!» Зато в мастерской у столяра деревянное все, даже подставка для компьютерной мышки! Наверное, поэтому в помещении, заваленном инструментами, деревяшками, опилками, так тепло и уютно даже в пасмурный дождливый день.

Stolyar_11

***

По наблюдениям Игоря Щербина, дерево обладает сильнейшей энергетикой, которая имеет свойство переходить на окружающие предметы и людей. Поэтому резные балясины, наличники, накладки и консоли не только украшают комнаты, но и создают в них позитивный настрой. Это прикладное искусство, которое не терпит скучной монотонности и конвейерной повторяемости. В каждое изделие из дерева мастер-резчик вкладывает частичку своей души, все работы уникальны — и по сути, и по содержанию.

Екатерина Льдова, фото автора и из архива Игоря Щербина

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU