Советы психолога: как не пропустить момент, когда ребенок решил, что попал в безвыходную ситуацию, и как правильно себя вести родителям и педагогам

Как не пропустить момент, когда ребенок решил, что попал в безвыходную ситуацию,
и как правильно себя вести родителям и педагогам

Макс стоял на балконе многоэтажки. Смотрел на залитую солнцем улицу, на суетящихся где-то далеко внизу прохожих и думал о том, что видит все это в последний раз. На глаза его наворачивались слезы. Но решение, которое он вынашивал в течение года, уже обрело свою окончательную и необратимую силу. Совсем скоро мама с бабушкой прочитают о том, как он любил их, найдут нехитрые сбережения, которые он заботливо распределил между ними, не забыв и про кота… А он… Он просто уйдет вниз.

Потому что устал — от осознания своего несовершенства и злых подтруниваний одноклассников. А еще — от бесконечной учебы и от того, что совершенно не хочет идти в медицинский, а хочет писать стихи, читать книги и думать… Жаль, что так и не удалось объяснить это маме…

Ранимые, нежные, добрые, теплые… Они уходят от нас, не в состоянии справиться с постигшей их болью. А она настолько сильна, что становится совершенно непереносимой, и ее хочется прекратить как можно быстрее. И тогда появляется план…

По данным ВОЗ, около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

Для заместителя директора многопрофильного центра по работе с детьми и молодежью «Юность» и члена городской комиссии по делам несовершеннолетних Татьяны Батуро тема подростковых суицидов — не пустой звук.

Ее дипломная работа была связана с профилактикой суицидального поведения, она заведовала социально-психологической службой, куда обращались дети с родителями после попытки суицида, стояла у истоков создания системы взаимодействия психологов учреждений образования, классных руководителей и администрации, которая актуальна до сих пор. С ее помощью пытаемся разобраться, как не пропустить момент, когда ребенок решил, что попал в безвыходную ситуацию, и как правильно себя вести родителям и педагогам.

Услышь меня, увидь меня!..

Суицидальное поведение — показатель психологического кризиса. Поэтому, как бы абсурдно это ни звучало, суицид, с точки зрения того, кто принимает такое решение, — всегда оптимальный способ разрешения ситуации. Потому что другого выхода человек не видит. Особенно ребенок, у которого не хватает жизненного опыта…

Чаще всего причиной суицидального поведения становятся конфликты со сверстниками, неразделенная любовь, одиночество. Но основная проблема — детско-родительские отношения, в которых ребенок чувствует себя непонятым и непринятым.

Ребенок меняется, у него появляется свой взгляд на определенные вещи, который не учитывается в семье. И если после первой суицидальной попытки в семье все остается по-прежнему, могут последовать вторая и третья — пока проблемы не будут решены.

Такое поведение свойственно и одаренным детям. Что часто вызывает недоумение: «Учится на 8-10 — как такое могло случиться?!» А когда начинают анализировать, то выясняется, что у ребенка либо очень высокий уровень притязаний, либо он боится не оправдать возлагаемых на него надежд. Как правило, струна натягивается до предела в выпускных классах.

Поэтому неплохо, чтобы родители, желающие воплотить в ребенке собственные чаяния, помнили, что он может быть просто не готов потянуть нагрузку, да и свою будущую жизнь видит по-другому.

А еще, в силу очень малого жизненного опыта, у ребенка и несколько иные представления о смерти. Он не верит в конечность жизни. Ему кажется, что сегодня он попытался покончить жизнь самоубийством, а завтра проснется — и все будет по-другому…

Как распознать кризис

Существует целый алгоритм, разработанный совместно с областной и городской комиссиями по делам несовершеннолетних, где четко прописано, на что следует обращать внимание.

У многих детей, которые находятся в кризисном состоянии, изменяются стереотипы поведения. Иногда проявляются несвойственные им черты. Например, ребенок плохо ел — стал переедать, или наоборот. Был аккуратным — стал неряшливым. Был щедрым — стал скупым. Кто-то уходит в себя, а кто-то, наоборот, чрезмерно общается. У многих утрачивается интерес к происходящему, они зациклены на своих мыслях, уходят в себя. Иногда раздают свои личные вещи.

Занимаются экстремальными видами спорта. Слушают музыку, которая давит на психику. Открыто высказываются о смерти, в том числе в сочинениях или изложениях. Во время игры могут набрасывать на шею веревку. Чрезмерно настойчиво просят перевести их в другой класс. Ребенок может перестать ходить в школу. У него сужается сеть контактов.

Если дети не находят помощи, а все эти маркеры говорят о том, что они эту помощь ищут, то не исключена суицидальная попытка.

Скрытое, демонстративное, аффективное

Все это разные виды суицидального поведения.

При демонстративном суицидальном поведении происходит сознательная манипуляция. Основной посыл — к жизни отношусь хорошо, но хочу, изменить ситуацию. Демонстративным поведением чаще всего страдают девушки. Они глотают таблетки, наносят себе порезы. И это означает «Обрати на меня внимание!»
Истинному суицидальному поведению предшествуют угнетенное настроение и депрессивное состояние. Это взвешенное решение покончить жизнь самоубийством. В этой ситуации обычно есть план, способ реализации этого плана, подготовка. Такое поведение больше свойственно парням.

Скрытое суицидальное поведение — это увлечение экстремальными видами спорта, различными субкультурами, культивирующими смерть, это разные виды зависимости, самоизоляция, аутоагрессивные действия — пирсинг, тату, туннели, шрамирование. Порой ребенок сталкивается с такой психотравмой, с которой психика в принципе не в состоянии справиться, и тогда он начинает резать себе руки, чтобы купировать психическое страдание, заменив его физическим.

Аффективное суицидальное поведение проявляется в порыве сильного эмоционального возбуждения. И здесь уже счет может идти на минуты…

Ликбез для родителей…

Как правило, в учреждениях образования всем родителям, начиная с 5 класса, рассказывают обо всех маркерах суицидального поведения. Это происходит и на родительских собраниях, и на общегородских мероприятиях. Проводятся различные формы работы вместе с детьми и родителями.

Все они направлены на то, чтобы дети знали, что жизнь прекрасна. Кроме того, педагоги-психологи взаимодействуют с классными руководителями, наблюдают за детьми. К примеру, девочка изменила цвет волос. Конечно, это может быть просто желанием стать более красивой, а может — и более серьезным сигналом, проявлением кризисной ситуации. В процессе наблюдения выясняется, не нужна ли помощь, а если нужна, то какая именно.

И тем, кому нужна, она оказывается в индивидуальном порядке. Если это работа с психологом, родители решают, с кем они хотят сотрудничать, — со школьным психологом или со специалистом за пределами школы. Если необходима помощь психотерапевта либо психиатра, за помощью обращаются в Могилевскую областную психиатрическую больницу, где специалисты оказывают помощь на высоком профессиональном уровне.

Многие родители не обращаются к врачам, потому что боятся испортить жизнь ребенку, поставив его на учет. Но когда речь идет о спасении жизни человека, подобного рода размышления должны отходить на второй план.

…И для учителей

Жизнь изменяется и преподносит очень много кризисных ситуаций. Стремительно развивается и информационное пространство — гораздо быстрее, чем взрослые успевают на это реагировать. И взрослым постоянно приходится доказывать свою состоятельность — частности, и в том, что они способны оказать помощь.

Многие дети стараются находить ее на страничках Интернета. Но нужно говорить о том, что в этом пространстве помощь можно найти не всегда, ведь там есть как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому в учреждениях образования разработаны мероприятия по безопасному Интернету.

Очень важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно там, где они обучаются. И чтобы родители были спокойны за психологическую безопасность детей. И чтобы владели информацией о возрастных особенностях детей и о том, что нужно, а что не стоит делать.

На это направлен целый комплекс мероприятий, которые реализуются в учреждениях образования.

Завуч по воспитательной работе, психологи и социальные педагоги, классные руководители ежегодно планируют свою воспитательную работу. И в приоритете — профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Важна и профилактика эмоционального, профессионального выгорания педагогов. Каждый педагог должен понимать, в каком настроении и состоянии он приходит на работу, чтобы ребенку с ним было комфортно.

Педагог должен знать маркеры суицидального поведения — на что нужно обращать внимание в работе с несовершеннолетними.

На просвещение педагогов направлены семинары и инструкционно-методические совещания, чтобы они умели работать по этому вопросу и с детьми, и с их законными представителями.

Начала работать и городская школа блоггеров, чтобы учить детей видеть мир позитивно. Чтобы они умели в любом событии сначала увидеть хорошее.

Александра Пронькина

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU