Секреты искусства папье-маше

На многочисленных ярмарках и выставках, которые проходят в Могилеве и других городах Беларуси, встречаю уникальные изделия, которыми хочется украсить свой дом, или подарить их знакомым. 

Проходя мимо расписных ваз ручной работы, оригинальных картин, выполненных техникой папье-маше, пыталась разгадать секреты мастерства местных ремесленников. Декоративные предметы интерьера — легкие, привлекают внимание широкой цветовой палитрой и необычными формами. Смогу ли сама когда-нибудь сотворить такое чудо или не хватит терпения и сноровки? Задавшись этим вопросом, обратилась к профессионалу, могилевской ремесленнице Маргарите Васильевой. Приветливая и очень талантливая женщина рассказала, что несколько лет официально состоит в команде ремесленников. Но творчеством занимается давно. У нее художественное образование, поэтому вкуса и умения ей не занимать.

Погружение в таинство

Маргарита любезно пригласила меня в свою мастерскую, чтобы показать, как создаются великолепные вазы, картины, куклы. Приготовив заранее клей, который затем хранится в холодильнике, мастер детально рассказала, как нужно делать необходимую для лепки массу. Мягкую туалетную либо газетную бумагу необходимо порвать на мелкие кусочки, сложить в глубокий сосуд и залить водой. Для создания нужной консистенции Маргарита использует миксер. Чтобы сделать массу однородной вымешивает ее руками, через сито сцеживая излишки воды. Затем добавляет к полученной массе клей ПВА (на один рулон бумаги – 300 г). Исходный материал хранит в холодильнике нескольких дней. Но замораживать его нельзя. Массу лучше приготовить с клеем и клейстером. Когда используется только клей, сложно заниматься лепкой. А один только клейстер не делает изделие прочным. Иногда для того, чтобы увеличить прочность , мастер добавляет в массу очень мелкие древесные опилки.

Клейстер готовится гораздо проще. Нужно смешать муку с водой (1:3), основательно перемешать во избежание комков. Затем на огне, часто помешивая, довести эту массу до кипения. Когда клейстер остынет, его можно поставить в холодильник, плотно завернув полиэтиленовой пленкой.

Когда материал для работы готов, самое время заняться изготовлением каркаса. Используя в качестве подручных средств мягкие материалы, она создает нужную форму для будущего изделия. Технику выполнения этой работы она разработала сама и считает ее уникальной. На создание вазы средних размеров уходит порой целая неделя. Но эта кропотливая работа стоит того, чтобы в коллекции появился уникальный шедевр.

Когда под руководством ремесленницы я сама начала наносить первый слой на каркас, поняла, что все не так просто, как может показаться неискушенному человеку. Наносить массу нужно равномерно, слоями одинаковой толщины. Для этого нужна сноровка. Когда первый этап завершен, необходимо оставить изделия на 8 часов для подсыхания. Затем нанести еще несколько таких слоев, каждый раз оставив на длительное время для высыхания. После того как изделие высохнет, его необходимо зашкурить и загрунтовать. И только после этого приступить к окраске, а в завершение покрыть бесцветным лаком.

Множество баночек с краской стоит в мастерской Маргариты. Она тщательно подбирает рисунок для каждого своего детища, комбинирует цвета, чтобы они сочетались между собой. Старается, чтобы каждая ваза была не похожа на предыдущую не только формой, но и цветом.

Талантливая ремесленница не ограничивается изготовлением ваз — она изучила технику изготовления картин и сейчас большое внимание уделяет именно этому виду работ. Мне также представилась возможность поучаствовать в создании картины. Мастер еще не решила, какому пейзажу отдаст предпочтение. Возможно, это будет морская тематика или какое-то дерево, или цветы. Для начала нужно подготовить основу для будущей картины. Мне было интересно наносить массу на подготовленную основу. Под чутким руководством Маргариты сделала один слой, который нужно сушить около восьми часов, причем сушка должна быть естественной. Нельзя сушить заготовку на батарее или феном — материал может стать хрупким.

Деликатная работа, требующая внимания, усидчивости и, конечно же, творческого вдохновения, под силу не каждому. Тот, кто думает, что творчество без границ доступно любому желающему, должен знать, что только долгие годы упорного труда помогут приблизиться к тому, что называют искусством папье-маше. Помимо умелых рук нужны и дорогостоящие материалы.

Само название папье-маше с французского языка переводится как «жеваная бумага», «рваная бумага». Эта техника берет свое начало из Франции. Из папье-маше делали игрушки, табакерки, подсвечники, вазы, подносы и другие изделия, служившие украшением в домах и офисах. Несмотря на то, что в такую вазу нельзя налить воды, хранить ее нужно подальше от сырости, а сама она – украшение, не требующее дополнений.

Маширование

Наклейка кусочков бумаги на подготовленную форму — еще одна разновидность техники, которая называется маширование. Это смешанное оклеивание смотрится оригинально и отражает полет фантазии мастера. Идеальный вариант создания картины — нанести один слой белой либо цветной бумаги, смазать поверхность клеем, а затем покрыть вторым слоем. Для создания четкого контура и яркой фактуры лучше использовать бумагу контрастного цвета, подойдут и газетные обрывки. Разные цвета бумаги помогут не запутаться в количестве пластов. Но последний слой обязательно должен быть белым. Нужно сделать не менее восьми слоев. Каждые два слоя обязательно должны просохнуть. Только после этого можно наносить следующие два. Чтобы изделие в дальнейшем выглядело эстетично, нужно следить за тем, чтобы кусочки бумаги во время оклейки частично заходили друг на друга, не морщились, ложились ровными слоями.
Специалисты советуют не резать ножницами бумагу для маширования, а рвать ее руками. причем на небольшие кусочки. Это нужно для того, чтобы в готовом изделии кусочки легко сглаживались, создавая нужный объем, а края получались тонкими. Эта техника папье-маше более простая, чем предыдущая, поэтому осваивала ее самостоятельно, лишь изредка общаясь с мастером. Техника маширования бывает внутренней (оклейка изнутри) и внешней (оклейка снаружи). В первом случае форму нужно смазать клеем перед работой. Но если в дальнейшем форму нужно извлекать, перед работой лучше смазать ее вазелином или жирным кремом.

Чтобы изделие было прочным, мне пришлось использовать обойный клей. Мастера иногда заменяют его клейстером собственного приготовления. В отдельных случаях для работы используют казеиновый клей — он есть в строительных павильонах. Но для моей работы он не понадобился. Чтобы освоить технику, решила делать все по правилам, но с наименьшими затратами времени и средств. Маленькие детали своей картины доделала смесью из клочков бумаги и клея. Изделие должно сохнуть не менее двух суток при комнатной температуре. Иногда при сушке детали сильно уменьшаются в размере. Когда такое произойдет, можно оклеить некоторые детали еще раз рваной бумагой, чтобы добиться необходимого размера.

Пока изделие сушилось, узнала дальнейшие действия для завершения работы. Высохщую заготовку необходимо снять с формы и обработать наждачной бумагой, чтобы добиться гладкой и ровной поверхности. Только после этого приступить к грунтовке. Плоской кисточкой наносится грунт (грунтовка на водной или латексной основе). Первый слой должен хорошо подсохнуть, только после этого можно наносить второй. Далее процесс работы такой же, как в технике папье-маше. Изделие окрашивается и покрывается лаком.

Убедилась на собственном опыте в том, что изготовление творческих работ занимает много времени, сил, не говоря уже о финансовой составляющей. Лишь человек, влюбленный в это искусство, сможет целыми днями, не разгибаясь и не отвлекаясь на другие дела, посвящать себя творчеству и при этом получать истинное наслаждение. Высокая оценка окружающих – самая главная награда за труд.

При входе в квартиру Маргариты Васильевой, гости останавливаются, чтобы полюбоваться многочисленными вазами различной формы, украшающими прихожую. Дальше можно ходить как по музею. В комнате множество картин ручной работы, кукол, ваз и других изделий с замысловатыми формами и цветовой гаммой. Это мастерская настоящего художника, который с радостью дарит свои работы родным, друзьям, коллегам. Сейчас ремесленница занята созданием очередного шедевра-картины. Думает о том, что нужно продолжить работу по изготовлению кукол, тематических к праздникам ( Дед Мороз, Снегурочка к Новому году) и других. Все зависит от настроения и пожеланий близких.
Умение дарить людям радость и получать удовольствие от работы, не зацикливаясь на материальных вопросах, отличает эту удивительную женщину. Невозможно поставить творчество на поток. Нереально заработать баснословные деньги на продаже эксклюзивного товара, который сможет оценить не каждый. Творческий увлеченный человек создает благоприятные условия для жизни в своем окружении и радует, прежде всего, себя. Общаясь с таким творцом, каждый становится чуточку добрее и позитивнее, учится быть терпеливым и разносторонне развивается.
Познавая азы мастерства творческих людей, соприкасаясь с миром искусства, которое появилось сотни лет назад, мы развиваем художественный вкус .Украшая интерьер легкими, практически невесомыми предметами, которые не расколются и не разобьются при падении, мы создаем экологически чистую атмосферу в доме. А энергетика трудолюбивых талантливых людей будет поддерживать все начинания и помогать в реализации самых амбициозных планов и проектов.

Шедевры создавала Наталья Вострецова
Фото автора

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here