Дети, в школу собирайтесь!

Для родителей первоклашек сейчас напряженная пора: хлопотно собрать чадо в школу. И помимо вопросов организационных: где, что и сколько приобретений следует сделать, чтобы вчерашний малыш чувствовал себя во всех смыслах комфортно, садясь впервые за школьную парту, родителей также гложут вопросы из области нематериальной: каковы условия образовательного процесса? Ответы на основные вопросы корреспондент БЕЛТА получила в Министерстве образования Беларуси. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в первый класс?

18082016_vshkolu_001

Со 2 июня по 28 августа родители детей, которым на 1 сентября исполняется 6 и более лет, а также детей, которым исполнится 6 лет в течение сентября, если таково желание одного из родителей, подают заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования, медицинскую справку о состоянии здоровья будущего первоклассника, свидетельство о рождении ребенка.

Никаких испытательных мероприятий при приеме детей в учреждения общего среднего образования не проводится.

Присутствие ребенка при подаче документов не нужно.

Как родители могут помочь ребенку быстрее привыкнуть к школьной жизни?

Прежде всего, важно, чтобы маленький ученик пошел в школу физически развитым, здоровым. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Примерно 50-­60% детей привыкают к изменениям в своей жизни в течение двух-­трех месяцев. Они привыкают к коллективу, приобретают друзей. Такие дети находятся, как правило, в хорошем настроении, у них есть желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Около 30% детей требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ.

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр. Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время для первоклассников внимание и поддержка со стороны родителей и учителей.

Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками. Если учитель и родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Обязательно ли ребенок должен уметь читать, писать, считать до школы?

В настоящее время 92% детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в детских садах. Их деятельность в учреждении дошкольного образования регламентируется государственной программой «Пралеска». Те, кто не посещает учреждения дошкольного образования, в обязательном порядке должны пройти эту подготовку, чтобы иметь одинаковые стартовые возможности с другими детьми. Самый важный способ развития — чтение ребенку книг. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Чтение нельзя подменить телевизором. Нужно читать детям сказки не менее получаса в день. Поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.

Многие родители ограничиваются тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Однако пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами. Подготовленный таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учиться становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течение всего учебного занятия, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия. Педагоги и психологи считают, что готовить малышей к школе обязательно надо, только без принуждения и наказаний, в игровой форме.

Ребенок, с которым занимаются родители еще до школы, не будет испытывать серьезных проблем в первом классе, это облегчит его будущую учебу. Но принуждать ребенка не следует, обучение чтению, письму, счету — это основная задача начальной школы. Учитель сделает это грамотнее и профессиональнее, чем родители.

18082016_vshkolu_belta_002

Нужна ли школьная форма первоклассникам?

Да, но речь идет не о школьной форме, как таковой, а об одежде делового стиля: строгой, аккуратной, удобной, красивой, чтобы нравилась тому, кто ее будет носить. Обязательное требование: сменная обувь в школе. Для занятий физкультурой малышу потребуется спортивный костюм и кеды. Кроме того, после учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, ему следует переодеться, о чем родители должны позаботиться заранее.

Какие школьные принадлежности нужны первокласснику?

Все учебники для учащихся первого класса выдают в школе. Примерный список необходимых принадлежностей для первоклассника: школьный ранец, портфель или рюкзак; набор цветных ручек; фломастеры и карандаши; ластик; точилка; обложки для тетрадей и книг; пенал; линейка; краски (акварельные или гуашь); альбом для рисования; набор кисточек.

В торговой сети Беларуси представлен широкий ассортимент необходимых для первоклассников товаров. Уже больше месяца работают школьные ярмарки, где родители могут подобрать все для «упаковки» ребенка. Многие универмаги и вовсе освобождают родителей от забот по формированию портфеля ребенка, предлагая готовые наборы канцелярских товаров вместе с ранцами. Обходятся такие в Br105­170. Цена портфеля для первоклассника колеблется от Br60 до Br100. На остальные принадлежности потребуется около Br30.

Ассортимент одежды делового стиля, который в торговой сети обеспечен в основном отечественными производителями, удовлетворит даже самые изысканные вкусы. Нарядные блузы для девочек стоят в пределах Br40, сарафаны и платья около Br60, костюмы брючные и с юбкой от Br60 до Br80. Рубашки и брюки для мальчиков обойдутся примерно в Br20, костюмы Br40-­60. Траты на обувь: туфли как для девочек, так и для мальчиков стоят минимум Br40, нужно прибавить еще и траты на вторую пару, ведь в классе ребенку понадобится удобная сменная обувь. Спортивная форма для ребенка обойдется в Br30­-40, плюс кеды от Br20.

По информации главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, покупательский спрос жителей Минска в деловой одежде для учащихся на 90% обеспечивается за счет продукции отечественного производства. По состоянию на 1 августа одеждой делового стиля уже обеспечено более 45% школьников. За июнь-­июль реализовано более 82 тыс. единиц швейных изделий для мальчиков и девочек. В общем объеме реализации доля продаж одежды для девочек составляет 57%, для мальчиков 43%. Спросом в ассортименте одежды для девочек пользуются блузы (46%), комплекты, сарафаны, пиджаки, жилеты (33%), юбки, брюки (21%) производства ЗАО «Калинка», ОАО «Славянка», ЗАО «Вяснянка». У мальчиков особой популярностью пользуются сорочки (49%), брюки (29%), пиджаки, жилеты (12%), костюмы, изготовленные ОАО «Славянка», ОАО «Коминтерн», ОАО «Жлобинская швейная фабрика», ОАО «Элиз», ОАО «Надэкс». Школьной обуви за июнь­-июль реализовано 21,1 тыс. пар. Основные продажи обуви ожидаются в последней декаде августа.

belta.by

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU