Ещё

    Фронтовик Федор Кривоногов: он летал на Берлин! 

    Фронтовик Федор Кривоногов бил фашистов с борта Ил-4 и поднимал целину, работал на благо Беларуси…  Студенты Могилевского госуниверситета имени Кулешова сняли фильм о  ветеране войны

    Судьба Федора Кривоногова могла лечь в основу захватывающего остросюжетного романа. Или кинобоевика. Где будет многое, что обязательно зацепит читателя или зрителя.

    Ночные вылеты на Берлин в Великую Отечественную. Поднятие целины в Казахстане в 50-60-е. И даже встречи с советскими лидерами Леонидом Брежневым, Никитой Хрущевым и Пантелеймоном Пономаренко. Фронтовику также есть что рассказать о любви и чести, горечи потерь и триумфе Победы.

    На премьеру фильма о своей боевой молодости  Федор  Иванович пришел сам, а от увиденного не смог сдержать слез, ведь документальное кино не терпит фальши. Воздушные рабочие войны — так  называли летчиков Великой Отечественной. В кадрах документального фильма — история Федора Ивановича Кривоногова, который видел войну с небесных высот.

    — Главное здесь — правдивость. Здесь ничего не выдумано. Показали военные будни и мою жизнь.

    Федору Ивановичу трудно сдерживать слезы. Он вспоминает боевые задания, выполнять которые  нужно было любой ценой.

     Ночные «снайперы»

    —  В августе 1944 года мы совершали вылеты за семьсот и больше километров вглубь территории противника, — вспоминает ветеран. — Летали исключительно ночью и эскадрильей. Взлетали один за другим с разбежкой в две минуты. Сначала цели высвечивал самолет-«осветитель», потом наступала наша очередь.

    Главные цели — порты: Гданьск, Лиепая, Клайпеда, Кенигсберг. Каждый вылет мог оказаться последним: враг ловил советские борты прожекторами, чтобы потом ударить зенитками. На многих машинах у кабин отсутствовало бронирование. Зенитные батареи врага атаковали их «Ильюшина» и 19 марта 45-го — во время вылета на порт Гданьска (тогда — Данцига). Командиру экипажа Дмитрию Меженину, чтобы уйти от атаки, пришлось маневрировать, заходить в порт с моря.

    Боевую задачу экипаж выполнил: бомбы легли на пришвартованные немецкие корабли. Но фашисты тоже не сдавались: по Илу черкнул луч прожектора, рядом стали разрываться снаряды. Вдруг борт тряхнуло, кабину наполнила едкая гарь. Как оказалось, загорелся один из моторов. Но летчик сумел совершить вираж и сбить пламя. «Назад возвращались на одном моторе со снижением курса.

    Думали, придется сажать машину вынужденно, но сумели добраться до аэродрома», — рассказал фронтовик. И добавил, что приходилось видеть и другое: как на их глазах полыхнул один из самолетов эскадрильи, куда попал немецкий снаряд. Экипаж мог покинуть горящий борт, но поступил иначе: продолжил идти по курсу и сбрасывать бомбы — пока самолет не взорвался…

    Каждый вылет — это  негласные проводы со слезами на глазах. Весь летный и технический экипаж, техник, механик, вооружейники встречали с задания с радостью. Бомбы подвешивали   массивные, вручную все делали. Бывали бомбы и тысячу килограммов. Когда летишь, а снаряд попадает в самолет, то что остается от самолета, от людей…

    С апреля 45-го курс уже был взят в Берлинском направлении. «Наша цель — железнодорожный узел, — вспоминает об одном из вылетов ветеран. — Город горит, но при этом просто нашпигован зенитками. Ложимся на обратный курс и видим впереди уже «мессершмитты».

    Здесь, в небе над Берлином, их самолет фашистский снаряд зацепил во второй раз. И снова экипаж сумел вырулить и вернуться к месту дислокации. А 9 мая они должны были лететь в Либаву (Лиепая), где еще оставались вражеские силы.
    — Уже были в самолете, как вдруг — взлетает красная ракета. Нам говорят: «Либава капитулировала! Победа!» Этот день, — признался Федор Иванович, ему не забыть никогда. Все ликовали, давали очереди в воздух.

    Фильм изменил нас

    Презентация фильма оставила неизгладимый след в сердцах студентов, а для его создателей, будущего журналиста  Антона Туркова и знатока точных наук Романа Шевцова, работа над фильмом, что называется, перевернула всю жизнь. Им пришлось поработать в архивах, заняться реставрацией видео и фотографий. В результате удалось собрать много уникальных фактов.

     Антон Турков, студент МГУ:

    — Было интересно узнать о самолетах, которые были во время войны.  Узнал и о том, что за машина такая Ил-4, как сложно ею управлять. Мы решили сравнить прошлое и настоящее. Скачали игру в Интернете, там была такая же модель самолета, мы выбрали такой же режим. Нас хватало всего на три минуты, нас убивали, мы взрывались.  Я не представляю, как наш герой  во время войны сражался на таком самолете. Мы делали это в вертикальной реальности, а он делал это вживую. Это восхищает.

    Все мы знаем, что война была, но  она осталась для нас, молодых, в кинофильмах, книгах — и только. Когда же  ты занимаешься подобными проектами, у тебя это на природном уровне вызывает большой отклик. Это не просто воспоминание. Это то, что  осталось у тебя в сердце навсегда.

    Роман Шевцов, студент МГУ:

    — Мои два прадедушки  участвовали  в Великой Отечественной войне. Мы часто их вспоминаем в кругу семьи. Они не были  героями в рамках страны, но лично для меня они настоящие герои, потому что они защищали родину, защищали свою семью.
    Вся  информация для фильма была недоступной, многое потерялось, но многое мы нашли и восстановили. Те же  фотографии, некоторые кинопленки были восстановлены нами. Работа длилась полтора года.

     Михаил Ганин, руководитель  творческой студии «Взгляд»:

    — Мы сделаем вторую часть  фильма. В нем будут  еще очень интересные моменты,  о которых не пишут в книгах. Ведь у каждого ветерана, который побывал на той страшной войне,  у каждого из них, своя правда.

    Вот об этой правде и  героизме  солдат войны мы и будем рассказывать.
    Разговаривая с молодым поколением, Федор  Иванович  не раз признавался, как сильно ненавидел врага  и мечтал о мирных днях. Говорит, страшно не было — было тяжело.

    — Я горжусь своим военным прошлым, что служил в авиационном полку. Сегодня измоего полка в живых осталось только два человека. Нас, ветеранов, осталось очень мало, но мы все отдали для нашей Родины, чтобы сейчас жить в мире, и чтобы наши внуки и правнуки никогда не пережили ужасы войны!

    Вместо эпилога

    Сегодня рядом с нами, слава Богу, еще живы ветераны Великой Отечественной войны. Их немного.

    В Могилеве живет 172 ветерана Великой Отечественной войны. Все реже и реже, но появляются они сегодня на городских мероприятиях. Скромные, добрые, неугомонные, ответственные, всегда готовые прийти на помощь, откликнуться на просьбу, — такие они, наши удивительные  ветераны.

    Смотришь на них и восхищаешься: они знают о себе что-то такое, чего нам, людям, не испытавшим серьезных трудностей, не дано знать о себе… Их отличают активная жизненная позиция, желание быть в гуще событий, приносить пользу. Не перестаешь удивляться: как можно было пережить такое и остаться оптимистами?! Пропустив их боль войны через себя, начинаешь единственно верно воспринимать историю своего народа и идентифицируешь себя с ним! Только память способна спаять и объединить разные поколения в единый народ. 

    Василий Новичонок

    Самые интересные новости Могилева в нашем Telegram! Подписывайтесь!

    Последние новости

    Участников Олимпийских и Паралимпийских игр чествовали в Могилеве

    В канун Дня народного единства во Дворце культуры области чествовали призеров и участников XXXII летних Олимпийских и XVI летних Паралимпийских игр в Токио. Профессиональные достижения...

    Флешмоб «Все разные, все равные» состоялся в Центре соцобслуживания Октябрьского района

    Сегодня в Центре социального обслуживания населения Октябрьского района в рамках Недели народного единства состоялся флешмоб «Все разные, все равные». На этой неделе все мероприятия, организованные...

    Круглый стол на тему «День народного единства как символ консолидации белорусского народа» в формате видеомоста прошел в областном центре

    Круглый стол на тему «День народного единства как символ консолидации белорусского народа» прошел в областном центре в формате видеомоста с подключением всех регионов страны....

    Сегодня стартовала Европейская неделя мобильности

    Европейская неделя мобильности стартует 16 сентября и завершится 22 сентября Всемирным днем без автомобиля. В мероприятиях, посвященных Европейской недели мобильности, участвуют более 50 стран мира....

    Прививочный пункт начнет работу в ТЦ «Е-Сити» 20 сентября

    Первый прививочный пункт от коронавирусной инфекции в торговом центре заработает в Могилеве 20 сентября. Работа прививочного пункта Могилевской поликлиники №6 для вакцинации от коронавирусной инфекции...

    Другие материалы рубрики