Как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт

Полвека назад на улицы Могилева вышел первый троллейбус, и с тех пор представить город без этого электротранспорта практически невозможно. 19 января 1970 года по маршруту «Ж.д. вокзал — пос. Куйбышева» начали курсировать шесть, а с 28 января — восемнадцать троллейбусов. Тогда общая протяженность линии составляла всего 10 км. Паутина троллейбусных сетей росла и развивалась вместе с нашим городом.

Профессиональный праздник — День автомобилиста и дорожника — хороший повод рассказать о сегодняшнем дне Могилевского филиала Троллейбусного парка № 1 ОАО «Могилевоблавтотранс». Директор филиала Сергей Владимирович Монастыренко рассказал, как функционирует и развивается могилевский горэлектротранспорт в современных условиях.

История развития могилевского троллейбуса насыщенная и сложная. В 1995 году Сергей Монастыренко возглавил предприятие с тяжелым наследством — 80% подвижного состава было изношено практически на 100%. Понадобились годы, чтобы электротранспорт смог подтвердить престиж нашего города. И это удалось, благодаря мудрому подходу руководителя-профессионала, который успешно и достойно развивает предприятие.

Главное — комфорт пассажиров

— Сегодня могилевский троллейбусный парк — это 114 троллейбусов семи модификаций и 2 электробуса, 12 тяговых подстанций, 4 диспетчерских пункта, 100 км контактных и 123 км кабельных сетей, ремонтно-механическое производство, энергослужба, гараж, насчитывающий 15 единиц техники, строительный участок.

Маршрутная сеть состоит из 6 маршрутов. По плану в рабочие дни на линию выпускают 84 троллейбуса, в выходные дни — 52. Самый длинный маршрут следования могилевских троллейбусов — «5-ка» — 32,5 км, самый короткий — двадцатикилометровая «3-ка».

Однако, как отмечает Сергей Владимирович, в связи с проведением ремонтных работ на одной из главных дорожных артерий города — мосту по ул. Первомайской, количество машин, выпускаемых в рейс, значительно сократилось.

— Мы были вынуждены отказаться от части маршрутов, и сегодня для перевозки могилевчан задействовано 60 троллейбусов. Также вахтовым методом работают троллейбусы на участке Трансмаш-ж/д вокзал, а на участке Переезд-ж/д вокзал задействованы электробусы. Это решение принято как для удобства наших пассажиров, так и для пользы установленного оборудования, и контактных сетей, которые нежелательно оставлять без электроснабжения. В связи с этим временно сократились объемы работ. Но мы стараемся делать все возможное, чтобы сгладить временные неудобства для наших пассажиров.

За смену, а это 8-9 часов, один троллейбус совершает около 5 рейсов. А за год могилевские троллейбусы перевозят более 35 млн пассажиров. Также в ведении предприятия свой шиномонтаж, участок электроники, столовая на 100 мест, где обедают не только работники филиала, но и могилевчане.

— Сейчас работать в какой-то степени легче, — отмечает директор филиала, — есть запас подвижного состава и возможность прямо на линии заменить машину в случае поломки. Также внедрена автоматическая система управления движением «Азимут», т.е. любое нарушение графика отслеживается. Во всех троллейбусах установлены видеорегистраторы, которые следят не только за происходящим на дороге, но и в салоне. В целом графики движения мы соблюдаем, улучшаем и совершенствуем услуги, и пассажиры сегодня могут быть в нас уверены.

Дорогу электробусам!

Троллейбусы по праву считаются самым экологически чистым общественным транспортом, однако — затратным. Как отметил руководитель, окупаемость «рогатого» транспорта — около 60%. И одна из главных задач работников филиала — экономия средств.

В прошлом году парк пополнили два троллейбуса модели АКСМ-321.

— Троллейбусное хозяйство — достаточно большое, и многие объекты требуют вложений. Сейчас занимаемся закупкой материалов, подготовкой к строительству и монтажу контактной сети на участке строящегося моста.

Активно готовим сети к зимнему периоду. Что касается затрат, непосредственно связанных с перевозкой, то один троллейбус «съедает» около трех киловатт энергии за километр пути. И сегодня, чтобы хозяйство смогло сработать без убытков, стоимость билета на одну поездку должна быть минимум 80 копеек.

Директор филиала отметил, что в плане экономичности троллейбусы значительно уступают электробусам. Использование электробусов выгоднее на 40%.

— В свое время мы разработали программу полной замены троллейбусов на электробусы. При разработке учитывали износ троллейбусов — по нашим подсчетам, примерно к 2026 году они потребуют полной замены. Таким образом, программа существует, но все зависит от финансовых возможностей.
Конечно, троллейбусы для нас как родные, но сегодня им приходится нелегко.

А электробусы — хорошая перспектива в условиях постоянно растущей интенсивности движения.

В то же время мы бережно сохраняем один из первых могилевскх троллейбусов, который стал раритетным экспонатом (на снимке). Он стоит на территории парка, и мы оборудовали здесь место для мини-экскурсий, ностальгии и отдыха.

Все успехи — заслуга коллектива

Как заверяет директор троллейбусного парка, успех зависит не только от руководителя — всю основную работу выполняет коллектив. А коллектив горэлектротранспорта — профессионалы, которые тихо, незаметно, но достойно делают свое дело.

Сегодня на предприятии трудятся 650 человек, в том числе молодежь в возрасте до 31 года — 90 человек, женщин — 340, из которых 75 — водители троллейбусов, мужчин — 310.

За 50-летнюю историю на предприятии сложились целые династии. Так заместитель директора по идеологической и организационно-кадровой работе Светлана Синявская трудится здесь уже 23 года. В троллейбусном парке много лет работали водителями троллейбуса ее родители, Антонина и Владимир Зеранцовы.

— Мама пришла на предприятие чуть раньше, переехала в Могилев из Луганска. С отцом они познакомились, когда он у нее стажировался, и в 1971-м они поженились. Здесь проходило мое детство, и троллейбусный парк стал для меня родным. В 1996-м я пришла на работу кассиром, затем работала бухгалтером, начальником отдела кадров. Это мое первое место работы, — рассказала Светлана Владимировна.

Гордится предприятие и своими работниками, среди них водитель троллейбуса Галина Матюшенок. Обаятельная, хрупкая женщина уже 20 лет крутит баранку «рогатого» электротранспорта. Она уверена, что нашла свое место в трудовой жизни, и делает это профессионально и с удовольствием.

— Меня всегда привлекала профессия водителя троллейбуса, хотелось попробовать. Я попробовала и влюбилась в эту большую машину.

Первая смена у Галины Владимировны начинается около пяти часов утра. До этого времени ей нужно успеть добраться до депо (для этого есть специальная «развозка» — дежурный троллейбус, который собирает сотрудников первых смен и развозит по домам после окончания последней), проверить и подготовить троллейбус к рейсу, пройти медосмотр, оформить разрешительные документы у диспетчера.

— Люблю встречать рассветы за рулем, наблюдать за пейзажами любимого города, а поздно вечером, после напряженного рабочего дня, наблюдать, как город постепенно засыпает, улицы пустеют. Легче работать, когда хорошая погода. В нашей работе расслабляться нельзя ни на минуту, нужно постоянно все контролировать, ведь стрессовых ситуаций на дорогах много, а ты несешь ответственность за жизнь пассажиров.

Представительница неженской профессии гордится многочисленными грамотами и наградами за добросовестный труд, в том числе нагрудным знаком «За работу без аварий».

Особое внимание в троллейбусном парке уделяют молодежи и пропаганде здорового образа жизни. В филиале функционирует отремонтированный тренажерный зал и зал настольного тенниса, где работники любят проводить время. Его услугами пользуются и все желающие могилевчане.

Впереди у могилевского троллейбусного парка красивый и почетный юбилей — 50 лет. Каждым работником здесь дорожат и каждого ценят. И эта большая сплоченная команда работает слаженно, чтобы могилевчане могли вовремя, комфортно и безопасно доехать до пункта назначения.

Анастасия Комкова
Фото Павла САВЕЛЬЕВА
УНП 701484045

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU