Один дома: безопасность или самостоятельность?

В редакцию обратилась молодая мама. Ее интересует, с какого возраста безопасно отпускать ребенка одного на улицу, в школу или оставлять дома.  На вопросы читательницы отвечает психолог Екатерина Пронина.

Чрезмерная опека

Современные реалии таковы, что детство у наших детей растягивается, а дети наши инфантильны. А все дело в чем? Самостоятельность в детях воспитываем мы, родители, и то, насколько ребенок готов один гулять, ходить в школу или оставаться дома, зависит от нашего доверия.

Один ребенок в 5 классе ходит под ручку с мамой, не может разогреть себе обед и даже завязать шнурки, другой — с 7 лет все сам: и учится, и суп варит, и даже полы моет. А ведь это, на самом деле, доверие к себе как к родителю: уверена ли мама, что проговорила с ребенком все ситуации?

Вспомните: мы ведь гуляли во дворе под присмотром бабушек-соседок на лавочке с 5-6 лет, сами ходили в школу, встречаясь с друзьями, со второго класса, сами ездили на автобусах, сами выносили мусор и ходили за хлебом. И это было нормально.

Что еще изменилось? Раньше дети общались в реальности — ходили в школу, возвращались из школы все вместе, разбивались на компашки по месту жительства и обязательно ждали друг друга после уроков. Сейчас каждый за себя — утром большинство детей завозят родители на машинах, после школы встречают бабушки. Раньше мамы и папы подталкивали детей к коллективу — дружить, собираться. Теперь тенденция другая.

Самостоятельность — значит, доверие

В начальной школе детей лучше провожать в школу и встречать после. Младшим школьникам необходимо ощущение контроля, именно так они учатся усваивать правила.

Самоконтроля у детей 7-8 лет пока нет, за исключением отдельных случаев, и они по дороге из школы могут запросто свернуть на детскую площадку и покачаться на качелях, пока мама с бабушкой пьют дома валерьянку. Если встретить или проводить чадо никак не получается, попробуйте большую часть дороги «пройти» с ребенком по телефону. Класса с 4-5 можно отпускать ребенка одного, убедившись, что ничто не угрожает ему по дороге: переход через дорогу — подземный или безопасный, нет темных пустырей, дорога вечером освещена, на улицах, по которым он ходит, всегда есть люди. Тем не менее посоветуйте своему школьнику скооперироваться с друзьями и ходить вместе.

Все умею, но боюсь

Ребенок, который привык, что дома им все время кто-то занимается, не представляет, что делать, если все уйдут. Приучать оставаться одному нужно постепенно. Попробовать оставить чадо первый раз можно на проверенной детской площадке на даче или в закрытом дворе. В школу можно сначала провожать до двери, потом до ворот, потом до начала парка. Дома оставлять — сначала на 5 минут, потом подольше и так далее. Если боитесь, что ребенок попадет в беду, когда поедет на автобусе, съездите один раз с ним — посмотрите, как он ориентируется, как переходит улицу. А потом отпускайте его одного, а лучше с компанией друзей, которых вы хорошо знаете.

Мы спросили у могилевчан

Ирина Лосева:

— Сына я начала оставлять одного где-то в 5 лет, на полчасика, не больше. Например, надо за хлебом когда выбежать. Включаю ему мультик, сообщаю, что 15 минут он побудет один, и бегом в магазин. Сейчас ему 7, одного оставляю на большее время, чем раньше, но максимум на пару часов.

Юлия Гришина:

— У меня дочка-дошкольница, и дома мы ее одну не оставляем. Родители должны находить решение ситуации, когда маленького ребенка не с кем оставить дома. У ребенка могут начаться страхи, да и просто опасно маленького ребенка дома одного оставлять. Понятно, что некоторые дети в возрасте 5-6 лет уже достаточно большие и самостоятельные, но лучше не рисковать и не оставлять ребенка одного. Дети — непредсказуемые и много чего могут натворить в отсутствие родителей.

Ольга БУХОЛОВЦЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU