«Москва слезам не верит». История создания оскароносной кинокартины

В конце 1979 года на экраны СССР вышла картина, ставшая обладателем «Оскара». Фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» — лирическая история о судьбе трех подруг-провинциалок, приехавших покорять столицу. Картина получилась очень удачной, через год она получила «Оскар». Многие люди фильм помнят, любят, имеют его в личной коллекции и пересматривают.

Однако теперь мало кто помнит о том, что фильм «Москва слезам не верит» был очень плохо принят кинематографической общественностью. Критики ругали Меньшова за неинтересную историю, а актеры, прочитав сценарий, отказывались сниматься. Когда фильм вышел на экран, его обвиняли в мещанстве и даже пошлости, называя никому не нужной сказкой про Золушку.

Кто же мог предположить, что лента станет такой популярной и любимой, а фразу «в стране с бумагой напряженка» долгие годы будут повторять в народе?! Более того, мог ли сам Владимир Меньшов мечтать о том, что в 1981 году его картина получит самую престижную киношную награду — американский «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»?

Все решил фантастический успех у зрителей. Оказалось, что эта история понятна и близка множеству людей не только в России, но и в мире. В первый год проката мелодраму посмотрели 87 миллионов зрителей (на шаг впереди была только картина «Пираты ХХ века»). Для проката картину купили 150 стран, и везде она шла с успехом. Так, на премьере в Мадриде очередь в кинозал тянулась до самого выхода, а французские прокатчики перевели не только диалоги героев, но и слова песни «Александра».

«Дважды солгавшая»

Историю о трех подругах-провинциалках, приехавших покорять Москву, писатель Валентин Черных придумал всего за 19 дней. В то время он принимал участие в конкурсе сценариев о Москве и не укладывался в сроки, поэтому очень торопился. Кстати, на стадии замысла работа называлась «Дважды солгавшая», а за образами главных героинь скрывались реальные люди.

Сам автор сценария вспоминал: «Людмила, Александра, Катерина — это все тетки моей матери. И характеры очень похожи». Автор сценария попытался передать свои чувства и ощущения того времени, когда сам приехал из деревни в столицу. Первое время было очень непросто: он познакомился со своей будущей женой, которая на тот момент уже имела диплом о высшем образовании, собственную квартиру и московскую прописку, тогда как он был простым бедным студентом из общежития. Так появляется на свет история главной героини фильма Катерины, которая врет сначала одному мужчине, сказав, что она состоятельная москвичка, а затем и другому — не сказав тому, что она занимает высокий чин.

Несмотря на спешку, сценарий Черных все-таки победил в конкурсе и почти сразу был куплен киностудией «Мосфильм». И тогда жена писателя Людмила предложила в качестве режиссера Владимира Меньшова, который к тому времени уже снял картину «Розыгрыш».

Неинтересный сценарий

«На сценарий я не сразу среагировал, — вспоминал Владимир Меньшов. Потому что Ян Фрид, выдающийся сценарист и режиссер («Двенадцатая ночь», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан» и другие), который в конце 70-х был в большом авторитете, посчитал историю, написанную Валентином Черных, неинтересной.

Единственное, что меня привлекло, — это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал вначале, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение — прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала».
Тем не менее режиссер все же предложил Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои. К примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств, которых изначально у Черных не было.

Актеры и герои

На роль Гоши, по словам Владимира Меньшова, пробовалось много актеров, в том числе Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков. Но с Ефремовым до проб дело так и не дошло, Виталий Соломин понравился худсовету, но не понравился Меньшову, а предложение отчаявшегося режиссера самому сыграть Гошу было отвергнуто худсоветом.

В это время по телевизору шла картина «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым, и Меньшов сразу понял, кого надо звать на роль Гоши. Но тут уже Баталов заупрямился. Его и сценарий не впечатлил, и в роли интеллигента-слесаря он себя не очень-то видел. Но, в конце концов, согласился.

С кандидатками на главную женскую роль дело также обстояло непросто. Руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Ирину Купченко, Валентину Теличкину. «Неинтересно!» — в один голос заявляли они, прочитав сценарий. Пробовалась и Маргарита Терехова. Но когда Юнгвальд-Хилькевич предложил ей роль Миледи в «Трех мушкетерах», она безоговорочно выбрала ее. Актриса Наталья Сайко пробы прошла, но, когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису «под Баталова». Тогда-то и появилась Вера Алентова.

Моральные терзания и «вшивый домик»

Владимир Меньшов решил снимать собственную жену, Веру Алентову. Но при этом очень боялся обвинений в том, что Алентова попала в кино по блату, поэтому отправил ее на пробы. И вздохнул свободнее, только когда худсовет утвердил Веру.

Правда, режиссер не желал делать поблажек ни любимой жене, ни Ирине Муравьевой, которой восхищался. «Когда «дочери профессора Тихомирова» устраивают прием, у них должны быть одинаковые прически, — рассказывала Вера Алентова. — В то время этот начес на голове был моден — тогда это называлось «вшивый домик». Ирочка решила, что эта прическа ей не подходит и сделала такую, какую ей хотелось. Я молчала… Когда перерыв закончился, и он увидел нас двоих, то так кричал на Муравьеву, что всем было не по себе».

Роль дочери главной героини Александры сыграла Наталья Вавилова, которая снялась в дебютной картине Меньшова «Розыгрыш» еще школьницей. Родители Наташи были категорически против ее актерского будущего, они прочили ей серьезную карьеру дипломата и устроили на курсы в МИД, чтобы она могла подготовиться к поступлению в Институт международных отношений.

Съемки начались без Александры, и тут Меньшову пришла идея отправить Баталова уговаривать родителей Наташи. Увидев знаменитого актера, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка запросто сможет совмещать учебу и работу над фильмом. Однако после съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Во время съемок фильма Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой — 35, Ирине Муравьевой — 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача — сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же, спустя два десятилетия. И с этим они справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя, но на экране это не ощущается.

Таланты и поклонники

Владимир Меньшов рассказывал: «Готовая картина принималась худсоветом «Мосфильма». Члены совета довольно уклончиво высказывались о фильме. И только директор «Мосфильма» Сизов, весьма суровый и несентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем!» Однако в приватном разговоре со мной попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты, мол, Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются!» Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошел на дачи к высшему руководству страны. Когда я спросил у Сизова, как там Гришин, директор «Мосфильма» махнул рукой: «Да ладно Гришин! Брежнев в восторге!» На этом судьба фильма была решена».

Закулисные игры

По миру шли триумфальные премьеры картины, на которых неизменно отсутствовал один человек — режиссер Меньшов. «Почему меня не выпускали из страны? — рассуждал он впоследствии. — Никто не говорил причину. Начальники лишь опускали глаза: «Ну подожди, все само как-нибудь рассосется». Только спустя годы я узнал, что на меня лежало два доноса. От коллег. Моими «проступками» было то, что после снятия с должности Подгорного я высказал удивление, почему, мол, отставка второго человека в стране произошла без всяких объяснений. А второй донос был посвящен моему восхищению количеством продуктов в каком-то заграничном магазине. Этого было достаточно. А я-то думал, что Родину продал, планы секретного завода выдал».
В итоге, когда пришло приглашение на церемонию «Оскара», режиссера не выпустили.

За наградой вышел атташе по культуре советского посольства. На следующий день во всех зарубежных газетах было написано, что «Оскара» получил работник КГБ. Сам режиссер о том, что стал лауреатом самой престижной кинонаграды мира (не имеющей, кстати, материального вознаграждения), узнал не сразу. Непосредственно в день церемонии — 31 марта — он пытался слушать «Голос Америки», но из-за «глушилок» так ничего и не разобрал. Телефонный звонок раздался утром 1 апреля, и Меньшов решил, что это чей-то розыгрыш. Но его пригласили в Госкино.
Однако золотая статуэтка «Оскара» оказалась у Владимира Меньшова лишь спустя много лет после награждения. В 1989 году на церемонии награждения премией «Ника» Владимиру Меньшову решили вручить и его «Оскара».

P.S. В 90-х годах Валентин Черных написал книгу «Москва слезам не верит».

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here