Зоя — значит «жизнь»

В апреле нынешнего года исполнилось бы 70 лет заслуженной артистке Республики Беларусь Зое Бурцевой. До своего юбилея замечательная актриса не дожила два месяца.

15022016_zoya_002Накануне нынешнего Нового года так долго не было снега… По-пушкински: «зимы ждала, ждала природа, снег выпал только» 29 ноября. И какой снег! По-пастернаковски: «слетались хлопья со двора к оконной раме». Почему я так ярко запомнила этот день? Потому что была счастлива. Мы разговаривали с Зоей Николаевной. И, как всегда, она заражала своим радостным восприятием жизни. Мы собирались 7 апреля отмечать 70-летний юбилей заслуженной артистки Республики Беларусь Зои Бурцевой. Дочь Анна Кушнер писала сценарий, а я пыталась узнать у актрисы ее самый необычный новый год в жизни. Зоя Николаевна, как новогодняя елка, вся вспыхнула огоньками энтузиазма. Мы встретились в драмтеатре перед спектаклем «Одноклассники», и, сияя глазами, Зоя Бурцева говорила в комнате для актеров: «Вот я бы рассказала, как мы с Костей купили елку – и она… зацвела! Это было чудо!». Благодаря ее энергии опрос получился искренним и непосредственным. Ее откровенность, как бокал шампанского, вызывала ответную откровенность. Ее авторитет театральной актрисы и деятеля искусств, отмеченного высокой наградой — орденом Франциска Скорины, открыл мне навстречу сердца актеров.

Зима: Пьяццолла. Танго «Зима в Буэнос-Айресе»

Зима – это испытания в жизни человека. 31 декабря 2015 года обстоятельства обострились: потребовался хоспис. Любимые дочери Анечка и Татьяна из Минска, подруга Татьяна – были рядом все это время, сменяя друг друга на посту. Заходили родные люди из драмтеатра. В последние годы Бог словно давал актрисе уроки терпения и смирения. Но характер Зои Бурцевой – это характер Скарлетт О’Хара, национальной героини Америки.

В самый трудный момент своей жизни героиня дает себе клятву: «Бог мне свидетель, я не дам янки меня сломить». Так и Зоя Николаевна боролась с онкологией. Отыгрывала спектакль – и на следующий день начинала новые сеансы лечения. Возвращалась после облучения – и начинала жить жизнью любимого театра.

Зоя — значит «жизнь». Жизнь кипела в Зое Николаевне. В ней было очень много «фермента молодости»: она жадно искала впечатлений. Шел «Март-контакт-2014». Поклонники актрисы знали: она тяжело болеет. И радостью была встреча на ступеньках. Как Королева, спускалась она с третьего этажа. Удивлял контраст: слухи о тяжелой болезни не вязались с сияющими глазами и улыбкой. Актриса хотела видеть новые постановки, окунаться в бурлящую атмосферу молодежного фестиваля. В тот год она особенно очаровалась спектаклем Тверского ТЮЗа «Фауст». Покоряли красно-черная зрелищность, шахматная контрастность декораций, эмоциональность этого режиссерского решения великой пьесы Гете. Потрясали внешняя красота и внутренняя глубина этого спектакля. Четыре актрисы воплощали образ Маргариты: у женщины так много лиц.

На столе в гримерной у Зои Николаевны всегда лежали камушки из родных мест. Маленькой девочкой она любила их собирать. И бабушка всю жизнь хранила в шкафу камушки внучки. Зоя убедилась в этом, приехав на похороны. Сама Зоя Николаевна была твердым камушком для ударов судьбы. Характер отличался решительностью, умением не оглядываться назад. Никогда не возвращаться туда, где тебя обидели, сделали больно, недооценили.

Так, в знаменитом Горьковском драматическом театре студентке поставили «два» за актерское мастерство. Не сделали скидку на высокую температуру. Зоя тут же забрала документы. Посоветовалась с мужем Константином Печниковым и отправилась в Канск. Театр был расположен в бывшем здании церкви. Много гастролировал со спектаклем по пьесе А.Н.Островского «Светит, да не греет». Никогда не жалела Зоя о своем бесповоротном решении: актерское мастерство она приобретала на практике. Получила много бесценных воспоминаний. Артисты играли для немецких, украинских поселенцев, поселенцев, тунеядцев, и в одном из поселений ей преподнесли удивительную кедровую ветку, мягкую, как шелк.

Весна: опера «Иоланта» П.И. Чайковского

Весна – это радость, счастье, пробуждение, прозрение. Радостью стало посещение шестилетней Зоей спектакля «Аленький цветочек» Тверского ТЮЗа. Она поняла свое призвание: играть на сцене. Счастьем была встреча с одержимым свои делом учителем русской литературы – Евгенией Петровной Коробейниковой. Дочь художника, она организовала школьный театр. Увлеченно создавала роскошные декорации. Школьница Зоя играла в пьесе «Анютины глазки» саму Любовь, самоотверженную и возвышенную. Просила Лешего вернуть возлюбленного.

-Какие у тебя голубые глазки! – восхищалось чудовище.

-Так забери их, они твои! – восклицала девушка.

И в ту же секунду свет гас. Загорался – и все ахали: сцена была усеяна незабудками. Затейница и фантазерка, учительница придумала такие «хитроумные» дощечки, которые нужно было быстро повернуть в темноте.

Чудо встречи с истинным искусством произошло и во время школьной практики: десятиклассница проходила ее в Русском драматическом театре в Чебоксарах. Высокая культура поведения отличала актрис этой труппы. Входя в служебное помещение, каждая переодевала уличную обувь в туфельки. Наблюдая за поведением Зои Николаевны в жизни, можно было получать бесценные мастер-классы по этикету. Удивительная пунктуальность: короли и королевы никогда не опаздывают. Поразительная обязательность: она всегда помнила и выполняла свои обещания. Профессиональная ответственность: она переживала за судьбу родного театра. Не переносила равнодушия, попустительства. Горела, жила своим делом – и того же требовала от других. Была категорична, никогда не боялась критиковать и высказывать свое мнение. Свой взгляд у нее был всегда. Не была комплиментарна к постановкам режиссеров. Она была яркая и смелая личность. Лучше всего об Актрисе мог бы сказать широкий и масштабный Маяковский: «Вы все такие скучные, точно во всей Вселенной нету Капри. А Капри есть.

От сияний цветочных весь остров, как женщина в розовом капоре». Зоя Бурцева – это остров Капри. Кажется знаменательным, что 7 января в больничной палате она выбирала программу – и попросила оставить тропический остров с экзотическими птицами. Сказала, что вчера была радость: транслировали передачу об уникальной архитектуре Гауди. Да, Зоя Бурцева – это красивая большая птица, это архитектурное сокровище в нашем Городе.

15022016_zoya_001

Лето: Фалья «Любовь-волшебница»

Лето-это солнце, любовь к людям, женский расцвет зрелой красоты. Я открыла для себя Актрису в спектакле «Мой внук Вениамин» режиссера Александра Палкина, премьера которого состоялась 8 апреля 2010 года. Эсфирь Львовна – главная героиня, была солнцем, вокруг которого все вращалось. Эти яркие наряды сильно подчеркивали актерскую харизму, умение перебросить вольтовую дугу от сцены к зрительному залу. Зоя Николаевна обожала Татьяну Доронину. Думаю, они были сохожи по масштабности дарования.

Зоя Николаевна умела налаживать мосты, сплачивать людей, щедро одаривая душевным теплом. Была мудрой, умела признать талант, восхититься и поддержать. С нежностью вспоминала концерты Александра Баля, в которых участвовали актеры. Это было театрально и ярко. Была благодарна камерному оркестру драмтеатра: Людмиле Борейше, Вероничке Юргелас… Бенефис Зои Бурцевой «Мадам Ортанс и оркестр» вспоминают как триумф и фурор. Зоя Николаевна говорила: со мной был ОРКЕСТР. Очень любила Галочку Лобанок, Павла Усовича, который близок к театру и играет в спектакле «Гроза» по пьесе А. Н.Островского. С теплотой и нежностью говорила о Кате Кондолевой – своей ученице. Выделяла талант Саши Полищука. Считала открытием его игру мальчика с особенностями развития в пьесе «Одноклассники». Говорила о том, что Александр Полищук вырастет в режиссера. Театральной удачей назвала постановку Владимира Петровича «Полковник и птицы». С удовольствием вспоминала спектакль «Люти+капитан», где ее партнером был замечательный капитан сцены – Григорий Белоцерковский.

Зоя+Костя. Актриса была счастлива в любви. Как менялся голос Константина Константиновича, становился живым и теплым, когда она возвращалась домой. Как терпеливо он ждал ее с газетой в руках на театральном диванчике. Какими глазами, с какой нежностью смотрел на нее! Константин Печников родился 9 мая. И всегда говорил Зое: «Мы победим». 9 июня 2015 года актер умер от разрыва сердца. В этот день Зоя Николаевна вернулась после химиотерапии. Она держалась после его смерти. На яблочный Спас, 19 августа, снова облучалась. Рядом была подруга Таня, но не хватало Кости. Они шли по жизни рука об руку. И как благодарила Зоя Николаевна нашу газету за статью «Европейское достояние» о Косте в этот день! Словно Печников пришел через статью поддержать любимую жену.

Осень: Бетховен «Девятая симфония»

14 ноября 2014 года был праздник столетия в девятой школе. Мы очень ждали Зою Николаевну. «Русское просветительское общество» проводило конкурс сочинений «Русские в Могилеве» о людях, оказавших влияние на духовную жизнь нашего города. Так, вместе с моими учениками мы познакомились с Актрисой и Константином Константиновичем. До последней минуты сомневались, что Зоя Бурцева найдет силы прийти к нам. Но Зоя — значит «жизнь». Она пришла не только на праздник, но и на репетицию. Когда я смотрю те фотографии, то вижу много света. Те дни точно были пронизаны «Одой к Радости», верой, что все будет хорошо. Этот свет на лице погас, когда ушел Костя. Но она держалась и не позволяла себя жалеть.

1 сентября 1980 года поднялась по ступенькам и вошла в Могилевский областной драматический театр семья Константина и Зои Печниковых. Запомнилась аллея разноцветных деревьев, освещенная солнцем. И каштановые листья аплодировали: «Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша… Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг…» Зоя Николаевна очень любила эти строки Владимира Маяковского.

11 февраля 2016 года Зоя Бурцева ушла из жизни. Город прощался с ней под траурную мелодию обильного снегопада.

Елена Максимова, фото из сети Интернет

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here