Закулисье, или Посторонним вход разрешен — часть 2

Для многих из нас театр – это актеры, которые раз за разом воплощают на сцене десятки самых разных образов. Но ведь грим, костюмы, декорации, свет, звук и даже атмосфера – все это результат работы большой команды профессионалов. «Веснік Магілёва» зашел в Могилевский областной драматический театр со служебного входа и пробрался за театральные кулисы, чтобы выяснить, кто и как помогает появиться на свет новому спектаклю.

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

Железо из бумаги и дерево из пластмассы

Бутафорский цех – один из самых волшебных в театре. Вазы и фрукты, маски и объемные костюмы, посуда, светильники и животные – невозможно перечислить все, что производится здесь, причем зачастую из самых необычных материалов. Но на то и мастера-бутафоры, чтобы делать из бумаги железо, а из пластмассы дерево.

Когда художник-бутафор Олег Рыбаков говорит, что у него в мастерской есть все, – это не метафора. Так оно и есть. Газеты и открытки по понятной лишь одному Олегу Александровичу системе соседствуют с зонтиками, счетами или детскими пинетками.

– Я люблю работать так: протянул руку и нашел. А не ждать, когда через три дня закажут, а через неделю привезут», – поясняет Олег Рыбаков.

Рояль в кустах и рюмка чая

Кроме бутафории в театре существует и реквизит – это не одно и то же. К реквизиту относятся все предметы, которые во время спектакля находятся на сцене или с которыми выходят на сцену и действуют актеры: книги, ручки, часы и прочее. В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет.

В реквизиторском цехе несметными богатствами, как Хозяйка Медной горы, заведует Дарья Росинова. У нее всегда есть рояль — если не в кустах, то в специальной комнате, а ружей, которые должны выстрелить, хватит на взвод солдат. Реквизиторский цех вступает в работу над спектаклем самым первым, а заканчивает самым последним. Предметы мебели и интерьера, посуда и украшения – все на реквизиторах, от шкафов до запонок. Собрать, сохранить, а потом подобрать нужное и расставить на сцене или, говоря на профессиональном сленге, «зарядить». Наверное, поэтому он и «выстреливает»!

Порой реквизит приходится создавать самой: жарить яичницу или варить супчик для «Дурочки и зэка». Красный чай обычно играет роль вина, черный – виртуозно притворяется коньяком.

Дарья порой и сама выходит на сцену в спектаклях, точнее… выползает, когда нужно незаметно переставить реквизит или подать нужный предмет актерам. Рассматривая «актеров» реквизиторского цеха, чуть было машинально не поздоровалась с головой актера Владимира Петровича. Оказалось, что это «персонаж» спектакля «Пиковая дама».

Могилевский Папа Карло

Ширмы, рамы, стенки, потолки, крыши, двери и окна, колонны, мебель – все, без чего не может обойтись ни один спектакль, делают здесь же, в театре – в производственных мастерских. Здесь царствуют мужчины: распилить, отрезать, склеить, завинтить — дело неженское. А еще нередко приходится таскать доски — вот где нужна настоящая грубая сила.

Труд столяра известен всем – это работа с деревом. А дерево в театре используется вовсю. Изготовление мебели, деревянных конструкций, ставок, обшивка станков – всем этим в театре занимается художник-конструктор Анатолий Розанов. У него в мастерской головокружительно пахнет деревом, однако стружки и опилок нигде нет – любит во всем порядок, даже инструменты лежат гвоздик к гвоздику.

– До прихода в театр я 20 лет проработал столяром на заводе им. Кирова, но даже тогда моя жизнь была связана с театром, – рассказывает Анатолий Алексеевич. – При заводе был драмкружок, и я часто изготавливал декорации для спектаклей. И здесь часто сам проявляю инициативу, порой предлагаю более интересные решения.

Столяр начинает работу над спектаклем одним из первых. Он создает основу, над которой потом работают художники. Зачастую приходится работать и по заказу других театров, которые приезжают на гастроли. Если им трудно привезти что-то габаритное – выручает могилевский художник-конструктор.

– Помню спектакль «Все мыши любят сыр» – там очень тяжелые и габаритные декорации, – вспоминает Анатолий Розанов. – Однако все получилось, я уложился в срок – получилось отлично! Я вообще люблю сказки. Хочется видеть на сцене что-то веселое, доброе. И детская реакция на спектакль – самая искренняя. Их радость – лучшая оценка работы.

Мастера на все руки

Перед началом работы над спектаклем режиссер и художник создают макет спектакля — своеобразную миниатюру сцены с декорациями. Потом, когда это принимают худсовет и техсовет, на основе чертежей в мастерских уже определяют, какие материалы и в каком объеме понадобятся. Художники-декораторы Геннадий Кутович и Олег Печенко без ложной скромности говорят, что для них нет ничего невозможного, пусть даже над чем-то нужно поломать голову несколько ночей. Так появляются на свет огромные красочные театральные декорации, мебель и сварные конструкции меняют цвет, ткани покрываются росписями и аппликацией.

– Работа над спектаклем ведется месяца 3-4, – рассказывает Геннадий Кутович. – В течение этого периода рождаются новые идеи, что-то меняется. Порой долго работаешь над какой-то деталью, а она потом не находит применения в постановке.

Подготовка к «Концерту-шутке» практически завершена. Премьера ожидается 3 апреля на большой сцене. А 4-го постановка «переедет» на малую, поэтому декорации должны были быть изготовлены с учетом разных размеров сцены.

Сейчас фантазия художников занята готовящейся премьерой – спектаклем «Калигула» – будет нечто грандиозное! Олег Печенко создает одного из действующих лиц – бюст известного человека (пока не буду раскрывать интригу, чей).

Перед тем как приступить к работе, художники-декораторы погружаются в тему: изучают пьесу, литературную основу, рассматривают фото, изображения в интернете. Изначально все грандиозные задумки реализуются в миниатюрах, а потом в нужном размере вылепливаются из пластилина, затем изготавливается форма из гипса. Форму обклеивают папье-маше, чтобы была легкой, а потом раскрашивают.

– В театральной продукции, – поясняет он, – все должно быть легким и прочным: декорации часто собираются-разбираются, переносятся. Порой достичь этого результата непросто.

Кстати, многие изделия декораторов актеры и режиссер забирают себе на память о спектакле, который уже отыграл. Кое-что остается в мастерской и вдохновляет на новые работы.

Мастер интриги

 Многие из нас приходят в билетные кассы, взглянув на афишу нового спектакля. Пробудить интерес зрителя и, не раскрывая всех секретов, рассказать о постановке – в этом заключается работа художника по рекламе Светланы Пилипенко. Рекламные баннеры, программки, большие «растяжки» с датой премьер – ее рук дело.

Как и многие из тех, кто служит в театре, Светлана Пилипенко отмечает разнообразие в работе, когда каждый день, каждый проект не похож на предыдущий. Ей нравится первой сообщать зрителям о новых постановках, радуется, когда отмечают интересные афиши.

– Основная сложность в работе заключается в том, чтобы учесть пожелания режиссера и актеров, – говорит Светлана. – Но когда вижу результат работы, понимаю, что все не зря!

Часть 1

Продолжение завтра!

Екатерина ЛЬДОВА, фото автора

Самые интересные новости Могилева в нашем Telegram! Подписывайтесь!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU