Реальная история реального училища

0
2778

Историю учебного заведения пишут ученики. А если выпускников уже нет в живых, да и само оно более не существует?

100 лет назад прекратило существование Могилевское Алек­сандровское реальное училище. Про него сейчас практически ничего не известно.

Вспоминают о нем, лишь рассказывая о здании учебного корпуса МГУ им. Кулешова на пл. Орджоникидзе. В 1885 году в этом, тогда 2-этажном здании и открылось реальное училище.

Подготовка к его созданию началась с 1879 года при активной поддержке губернатора А.С. Дембовецкого. Только в 1880 году горожане пожертвовали на его создание около 70 тыс. рублей (колоссальная по тем временам сумма). Проект здания разработал В.С. Миляновский. Кстати, это единственное здание, построенное по проекту человека, который почти 40 лет работал епархиальным архитектором и губернским гражданским инженером Могилева. В этом году исполняется 125 лет со дня смерти Владислава Семеновича (похоронен на Польском кладбище).

Александровское реальное училище, названное в честь 25-летия правления Александра II, было открыто 1 июля 1885 г. В него принимали мальчиков — независимо от социального происхождения и вероисповедания. В первый год было зачислено 142 ученика. Училище содержалось за счет средств государственного казна­чейства, города, платы за обучение и др. В течение первых 3-х лет оно работало по Уставу 1872 г. и было 2-классным. Каждый год открывался один класс. В 1893-м открыли высший дополнительный.

Курс считался достаточным для подготовки к практической деятельности. Практическая направленность отражалась в программе: 4 класса были общими, 2 старших разветвлялись на несколько отделений. Кроме основного, были коммерческое, химико- и механико-технологическое.

Во главе училища стоял директор, ему помогал инспектор. В штате числилось 4 законоучителя — православного, католического, лютеранского и еврейского вероисповеданий, помощник классных наставников, секретарь, врач и 9 учителей.

Учебный план предусматривал изучение Закона Божьего, русского, немецкого и французского языков, истории, математики, чистописания, рисования, пения, музыки. Особое внимание уделялось естествознанию (физика, механика, химия, география). Преподавались также законоведение, начала военной науки, гимнастика.

Устав обязывал иметь библиотеку, физи­ческий кабинет и химическую лабораторию, наглядность для черчения и ри­сования, географические карты и глобусы, гимнастические снаряды, пособия по естественной истории и для механических технологий. На следующий год после открытия физический кабинет располагал многими приборами, перешедшими от мужской гимназии. В 1895-м оборудование кабинета составляло 492 наименования.

Естественноисторический кабинет в 1886 г. располагал 138 образцами, чучелами птиц и животных (101), гербарием, а в 1894-м пополнился 338 образцами. В 1906 году при училище была открыта метеостанция.

В химлаборатории было 98 приборов, в рисовальном техническо-чертежном кабинете — 5115 предметов, собрание карт, атласов и глобусов. На обустройство кабинетов, приобретение учебных пособий шли остатки средств от содержания личного состава.

Библиотека, которая располагалась в актовом зале. Первоначально книгосбор включал 283 книги. В 1902-м — 1436 названий (2914 томов).

Техническая направленность не исключала важной роли музыки в образовании воспитанников. Занятия в классе пения начались сразу после открытия училища. Из учащихся был составлен хор, о репертуаре которого дает представление программа литературно-музыкального вечера 6 декабря 1903 г.: гимн «Святая Русь», «Славься, славься, русский Царь во веки», «Из страны, страны далекой», патриотический марш «В ногу, ребята», «Ты взойди, взойди, солнце красное». Подобный репертуар был традиционным для ученических хоров того времени: он основывался на произведениях из учебных хрестоматий по пению, утвержденных Министерством просвещения.
Через несколько лет после открытия были приобретены инструменты и началось обучение игре на них. К 1892 году коллекция инструментов составляла 51 экземпляр. Был создан симфонический оркестр. Позже организовали еще два — духовой и балалаечников.

Участников хора и оркестра всячески поощряли: предоставляли бесплатные билеты в театр и на концерты беднейшим ученикам, а также воспитанникам, которые занимались пением, игрой на инструментах, декламацией, — чтобы они учились мастерству у профессиональных музыкантов и актеров.

В 1888 году за реальными училищами был признан статус общеобразовательных учебных заведений, что давало выпускникам право поступать в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.

Ученики Могилевского Александровского реального училища внесли значительный вклад в развитие общества:

Александр Александрович Гроховский, подполковник, выпускник Московского военного училища, участник Первой мировой, награжден именным Георгиевским оружием, орденами Св. Станислава, Св. Анны, Св. Владимира; Владимир Петрович Барцевич, полковник Генштаба, выпускник Киевского военного училища, участник Первой мировой и Белого движения, награжден орденами Св. Станислава, Св. Анны; Константин Николаевич Гедда, художник, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества; Исаак Моисеевич Рабинович, ведущий советский ученый в области строительной механики, выпускник Императорского московского технического училища, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, член-корреспондент АН СССР, генерал-майор инженерно-технической службы, Герой Социалистического Труда; Рувим Исаевич Фраерман, известный прозаик, выпускник Харьковского технологического института, автор повести «Дикая собака Динго»; Павел Исаакович Калецкий, литературовед, библиограф, редактор, выпускник литературного отделения Московского государственного университета; Герасим Васильевич Якушко, выпускник Петроградского Института гражданских инженеров, с 1936 по 1941 гг. главный архитектор Минска; Иосиф Самуилович Подгородников, выпускник Петербургского технологического института, кандидат технических наук, ведущий советский конструктор отопительных печей; Михаил Борисович Рабинович, историк-африканист, кандидат наук, выпускник Ленинградского государственного университета, занимался созданием хроники обороны Ленинграда; Лев Соломонович Гинзбург, музыковед, виолончелист, выпускник Московской консерватории, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.

Последний выпуск училища состоялся в 1916 году. К лету 1917-го занятия прекратились. Данный тип учебных заведений был упразднен положением ВЦИК от 30 сентября 1918 г. Вместо них возникли школы фабрично-заводского ученичества, а с 1923 года — техникумы.

Дмитрий Алексеенко. Фото из сети Интернет

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here