«Фермент молодости» Анны Берсеневой

Татьяна Сотникова, известная большинству читателей под именем Анна Берсенева, – мастер современной прозы. Если вы еще не знакомы с творчеством писателя, то наверняка могли видеть многосерийные художественные фильмы «Капитанские дети», «Ермоловы», «Слабости сильной женщины» и «Гадание при свечах», снятые по романам автора. Сама она определяет свой жанр как «городской роман». Она любит бывать в разных городах, встречаться с читателями. Поэтому с радостью приняла приглашение библиотеки им. К. Маркса встретиться с поклонниками ее творчества.

29012016_berseneva_002

Хотя правильнее будет сказать «поклонницами» – в зале городской ратуши собрались женщины разных возрастов, профессий. Все они со страниц книг или с телеэкранов с замиранием сердца следят за героями произведений Анны Берсеневой. Которые такие же, как и они: школьная учительница, бизнес-леди, врач-спасатель, медсестра, спортивный тренер, театральная актриса и многие другие. «Полная чушь, когда говорят, что в жизни – одно, а в книгах – другое. В книжках ровно то, что в жизни», – убеждена автор. А этим зимним вечером, с комфортом расположившись в удобных креслах, читательницы с интересом погружались в историю жизни Татьяны Сотниковой и творчества Анны Берсеневой.

Предисловие

Анна Берсенева начинала как критик, но стала писательницей. Родилась в Грозном, училась в Минске, живет в Москве, которую считает любимым городом, обожает путешествовать и влюблена в Париж. В Могилеве оказалась не в первый раз – будучи студенткой журфака БГУ целый месяц жила в нашем городе. Хотела остаться Татьяной и носить фамилию супруга – детского писателя Владимира Сотникова. Но когда написала первую книгу, взяла красивый псевдоним. Теперь и рада бы отделаться от чужого имени, но ни издатели, ни читатели Татьяну Сотникову не примут. После неудачной, на ее взгляд, работы сценаристов телефильма «Капитанские дети» стала сама писать сценарии по своим же книгам.

29012016_berseneva_001

Глава 1. Нелюбовь к любовным романам

«Лет с четырех я сочиняла какие-то истории. Когда подросла, поняла, что стать писателем не так и просто, для этого требуются особое прикосновение к жизни, знания, опыт, и я это оставила. Занялась журналистикой, поступила на журфак Белорусского государственного университета. Мне было очень интересно: встречи с людьми, поездки, события. Затем занялась литературной критикой, получила степень кандидата филологических наук, закончив аспирантуру Литературного института им. Горького, – рассказывала о своем творческом пути Татьяна. – Первый роман был написан в 1995 году. Он вышел под названием «Смятение чувств», но потом выяснилось, что есть фильм с таким названием, и я поменяла его на «Ядовитые цветы», под этим названием переиздаю и сейчас.

Я тогда только что защитила диссертацию по теории литературы, начала преподавать в Литературном институте, писала литературоведческие и критические статьи, и мне в голову не пришло бы взяться за роман, если бы не предложение издательства «Эксмо». В то время оно было только что основано тремя молодыми людьми, которые искали авторов, способных написать о недавно изменившейся и ежедневно меняющейся жизни. Издатели предложили мне написать русский любовный роман, потому что видели, что его нет на российском книжном рынке.

Я любовных романов не только не писала, но и не читала, поэтому для начала ознакомилась с теорией жанра. И поняла, что писать любовный роман не буду никогда. Мне не хотелось пользоваться готовыми конструкциями, из которых он состоит – своего рода детальками «Лего», с помощью которых любой человек может создать нечто, может быть, и привлекательное, но абсолютно предсказуемое и стандартное. По счастью, молодые издатели в теорию не вдавались. «Ну тогда просто напишите что-нибудь такое, что людям интересно было бы читать», – сказали они. Я подумала, что людям интересно будет читать только то, что мне интересно будет писать. Я и сейчас думаю, что другого подхода к работе у автора быть не должно. Но я совсем не была тогда уверена, что так неожиданно предпринятое занятие окажется чем-то длительным в моей жизни.

29012016_berseneva_004

Глава 2. Из Сотниковой – в Берсеневу

«Кстати, псевдоним Анна Берсенева я и придумала тогда на тот случай, если мой прозаический опыт ограничится одной книжкой, – призналась Татьяна Сотникова. – А когда поняла, что одной книжкой дело не ограничится, потому что это занятие захватило меня настолько сильно, что мне стало неважно, что скажут о моих опытах коллеги, студенты или критики, – то издатели уже были категорически против отмены псевдонима. Книжки у них хорошо продавались, и им просто не хотелось лишней мороки по внушению читателям, а главное, книготорговцам дополнительного знания о том, что Татьяна Сотникова – это и есть Анна Берсенева. Так и приходится теперь объяснять, что не надо называть меня Аней – я живу под именем Таня, которое мне дали родители. Глупая ситуация, больше ничего. Сама виновата – нечего было малодушничать».

Глава 3. Один день писателя

«Я думаю, что мой день выглядит со стороны очень скучно, – предположила гостья. – Просыпаюсь (поздно, потому что день обычно заканчивается ночью), пью кофе и сажусь работать. Все интересное происходит не во внешней жизни, а внутри этой работы. Главное, исхитриться так, чтобы на нее мог уйти весь день, то есть чтобы не пришлось никуда идти или ехать, делать что-то дополнительное. Контакты с внешним миром необходимы и интересны, они происходят у меня постоянно, но их приходится очень жестко дозировать, иначе о работе пришлось бы забыть. Вечерами хожу в театр, общаюсь с друзьями и читаю. В четыре года я начала читать. С тех пор не было ни одного дня, когда бы я не читала. Конкретных авторов или книг я не советую. Сама с большим удовольствием читаю и перечитываю классику. Читаю то, что пишут современные российские писатели. Например, Людмилу Улицкую и Ирину Муравьеву. Зарубежных современных писателей не читаю».

«Прямых прототипов у героев книг нет, – отметила Татьяна. – Сначала появляется не герой и даже не сюжет, появляется вопрос, который я задаю сама себе и не знаю на него прямого ответа. Ответить на него могут герои. Потом я вплетаю в сюжет и с характеры героев тех, кого я знаю, истории, которые я наблюдала или о которых мне рассказывали. Бывает, что в жизни человек очень добрый, милый, а вот герой в моей книге – последний мерзавец, но история очень хорошо ложится на сюжет романа. Я ее использую. Правда, люди нередко обижаются. Через многих героев, многие сюжеты хочется донести до читателей важность того в нашей жизни, что нельзя потрогать руками. Это душа, человеческие отношения, любовь, все то, что Бог дал человеку от рождения. Ценность духовных вещей».

А вот вдохновения Анна не ждет, а просто открывает каждый день свою записную книжку (благо, что впечатлений накопилось много за время журналистской работы) и садится на несколько часов к компьютеру. А с мужем советуется, когда по сюжету требуется понять мужскую психологию в той или иной ситуации: «Никогда же не знаешь, как именно поведет себя мужчина. А он подскажет».

29012016_berseneva_003

Глава 4. За кадром

«Телевидение мощный инструмент продвижения, конечно, – отвечая на вопрос об экранизации романов, заметила Татьяна Сотникова. – Началось все с того, что в 2002 году мне предложили экранизировать цикл «Капитанские дети». Тогда же я поняла, что надо научиться самой писать сценарии, иначе от моих героев останутся рожки да ножки. Стала учиться, стала сценарии писать. Очень непросто было убедить продюсеров, что я могу это делать – обычно они от писателей шарахаются, и это имеет под собой определенные основания, потому что киносценарии пишутся сильно иначе, чем книги.

Затем стали появляться заказы на сценарии к фильмам. Так случилось с «Вангелией». Когда Первый канал предложил нам с мужем взяться за эту работу, я вникла в историю Ванги, то поняла, что не хочу браться за этот сценарий. Она не шарлатанка, ее предсказания очень точны и правдивы, именно поэтому мне не хотело приоткрывать тот мир, который дано познать редкому человеку. Супруг оставил выбор за мной. Однако на следующее утро я проснулась с убеждением в том, что сделаю эту работу. Я как будто услышала слова: «Ты сделаешь это хорошо, и ей понравится».

Глава 5. О семье и «ферменте молодости»

«Характер человека закладывается в семье, – убеждена Татьяна. – Ни школа, ни библиотека не воспитают ребенка так, как родители. Поэтому я стала писать семейные истории, так как было интересно разобраться, почему человек стал таким, откуда все пошло. Умные родители занимаются с ребенком, воспитывают в нем интерес к жизни. Хотя, на мой взгляд, до определенного возраста в каждом из нас есть «фермент молодости» – это состояние, когда ты испытываешь интерес к жизни просто так, просто потому, что ты молод, перед тобой масса неоткрытых горизонтов. Со временем этот фермент пропадает. Поэтому, чтобы было интересно жить – надо трудиться, надо чувствовать жизнь.

В женщине, на мой взгляд, это главное – чувство жизни. Сила натуры. Когда глаза горят, жизнь чувствуешь, ситуацию оцениваешь правильно и своевременно. Ощущение острия жизни невероятно привлекает. Французы называют это «Force de la nature». Мы живем с мужем более 30 лет, и он мне по-прежнему интересен. Надеюсь, и я ему. Самая опасная ситуация в отношениях мужчины и женщины – рутина. Думаю, главный секрет долгих отношений — способность каждого к внутреннему развитию. В этом случае им нескучно вдвоем, они находят радость друг в друге. А как только один перестает развиваться — все. Романы на стороне, бизнес до потери сознания, спиртное… Но женщине действительно очень трудно писать. И творчество, и семья требуют погружения. И никогда не будет рядом идеального товарища, который скажет: «Ты пишешь, дорогая? Сколько тебя еще не беспокоить? Денька два? Конечно, милая, не волнуйся, пиши. Я тут рядышком тихо посижу». Есть ряд профессий, которые требуют такой самоотдачи, что на семью не хватает времени. Тогда нужно искать компромисс. Правда, его можно найти только с любимым мужчиной.

Женщине труднее, чем мужчине, реализовать себя в профессии. Потому как семья должна всегда быть в ее плане самореализации. Выбирая профессию, нужно определять, позволит ли она уделять внимание семье. Если у женщины пятеро детей, она замужем, но она не реализовалась в профессии, вряд ли она счастлива.

В мужчинах ценю талант. Это способность делать что-то, что больше никто делать не может. Он может щи варить так, как никто не варит. Ощущение того, что он делает что-то значимое в жизни, что никто, кроме него, не сделает – это для меня проявление мужественности. Для мужчины мускулы совершенно не обязательны, для него обязательна внутренняя состоятельность».

29012016_berseneva_005

P.S.

Прощаясь с могилевчанками, Татьяна Сотникова пожелала каждой сохранить все лучшее, что дано от Бога, прежде всего – душу. А поклонникам творчества сообщила, что в феврале выйдет новая книга Анны Берсеневой «Лучшие годы Риты».

Екатерина Льдова, фото автора

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. C удовольствием прочитала статью «Фермент молодости» Анны Берсеневой. Это моя любимая писательница современности. На встрече побывать не удалось, а в статье прочитала и о том, где родилась, училась и живёт писательница. Оказывается, она сама пишет сценарии. Я согласна с Татьяной Сотниковой, что характер человека закладывается в семье, и что только родители могут воспитать настоящего человека. Большая благодарность автору статьи за интересный материал, фотографии тоже очень хорошо вписались в рассказ о нашей современной писательнице. С уважением, Татьяна Подплутова.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU