Дневник Фестиваля. День второй

Глазами могилевчанки или Портрет Московского театра «Сфера» («И ДУША с ДУШОЮ говорит!»)

26032016_mk_001

Во вторник, 22 марта, во второй день «Март-контакта» , зрители увидели в драмтеатре спектакль «Раскас» по мотивам рассказов о любви В. ШукшинаМосковского театра «Сфера» под творческим руководством народного артиста Александра Коршунова (фильмы «Не могу сказать «прощай», «Брестская крепость», «Черные волки» и другие).

Ольга Белоцерковская – актриса Могилевского драматического театра, ехала в маршрутке после спектакля и тихо говорила по телефону: «Это было прекрасно. Всё как я люблю. Как жалко, что ты пропустила такой вечер. Это было незабываемо. Я рада, что открыла этот театр для себя». Да, публика в тот весенний вечер в драмтеатре отзывалась на каждую реплику актёров, почувствовав национальный колорит творчества Шукшина. Произошёл сильнейший эмоциональный и энергетический обмен.

Почему такое название – «Сфера»? Это открытие основателя Екатерины Еланской, режиссёра могучего темперамента: отход от театра-аудитории, где все сидят рядком и смотрят в одну сторону, — к кольцевой композиции: все сидят вокруг сцены, как сородичи Единого Племени. К сожалению, такую сцену надо выстраивать: в рамках фестиваля нет возможности предоставить труппе столько времени. Важно было другое – «сфера» общения между людьми. Актёры выходят в качестве безусловных собеседников и наэлектризовывают собой «пространство». Воздух студийности поднимает «ауру душ». Характерный для сферы ход: от общего карнавального, захватывающего всех, хорового, хороводного движения – к певучей тоске выпадающей из хора души – и обратно в общее спасительное кружение.

Без названия7

От Ивана Петина ушла жена, назвав его «пеньком»! Ей все говорили, что она похожа на какую-то «Орловску». И огромному Ивану отказала привычка всё в жизни переносить терпеливо. Нехорошо и больно сделалось под сердцем, тоска и грусть взяла. Да, не умел он дарить цветы и красиво говорить. Пробовал напиться – ещё хуже стало и противно. Она, дурочка, не понимает: а если скажут кому, что он на Гитлера похож……. А ей скажешь – и она вся прямо засветится! И вот она вильнула хвостом. И семья порушена! И нет уверенности, что новая наладится. И «пенёк», так проигрывающий польскому галантному офицеру-ловкачу, изливает перед притихшим зрителем-собеседником душу: «У меня, самое главное, сердце к ней приросло. Каждый раз возвращаюсь из рейса и радуюсь: сейчас увижу! И на тебе!..» И душа зрителя страдала от непонимания и понимала, какие мы все ранимые, несчастные на этой земле! Что под нелепой оболочкой в неказистой одежде бьется живое ранимое сердце… И в какой-то, показалось, финальный момент о страдающей душе зритель, «как чудик», поднялся, прощально аплодируя… Ан нет, «спасительное кружение» в вихре положительных эмоций дальше продолжилось! Сконфуженные, мы, как «чудики», снова заняли свои места.

Без названия8

Зритель Могилевского драмтеатра увидел крупные планы замечательных актёрских работ. Это были выразительные, живые композиции о любви с бешеной динамикой, сильными и яркими чувствами. Жанр спектакля «Раскас» — выездной концерт сельской самодеятельности в 7 частях без антракта: «Степан всегда любил, когда играют свои! Интересно. Знаешь человека вот с таких лет. Приходишь в клуб. Глядь, а тот же Гришка скачет по сцене с бородой по пояс и орёт дурным голосом!»

Без названия10

Счастливые, мы увидели на импровизированной сцене-грузовике хоровод чудиков из рассказов Василия Шукшина, отобранных режиссером Ю.Беляевой: «Непротивленец Макар Жеребцов», «Чередниченко и цирк», «Одни», «Раскас», «Жена мужа в Париж провожала», «Светлые души», «Степкина любовь». Театральный критик из Харькова Татьяна Киктева обвинила зрителя и вынесла профессиональный вердикт «Сфере»: «Сегодня, 23 марта, на пресс-конференции, вы общаетесь не со зрителями. Зритель – это наша беда, совершенно особая категория: им можно показать руку, ногу… И они будут рады! Нужно учитывать и такую национальную особенность белорусского зрителя, как доброжелательность».

«Опиумом для народа» назвала работы «Сферы» яркий журналист и критик Елена Лиопо. Харизматичный, настоящий, яркий и глубинный, с сильным внутренним стержнем, Александр Коршунов, выразив благодарность за приглашение и радость встречи, сказал в защиту: «Я очень люблю белорусов. В Могилеве совершенно замечательный драмтеатр, старинный, красивый, атмосферный. Очень интересный фестиваль. И прекрасный зритель. Я очень доволен тем, как прошел спектакль. Несмотря на традиционную портальную театральную сцену, мы постарались создать «сферическую» атмосферу. И тот зритель, о котором Вы так небрежно сказали, он для нас очень дорог!!! Он не эстрадный. Он не дешёвый. Он – душевный! Это самое главное. Мне кажется, что зритель сегодня нуждается в сердечных впечатлениях. Мы постарались создать и показать именно душевный спектакль: «И душа с душою говорит!» Это дороже всего».

«Любимый мой» — так хотелось назвать этот театр. Забудьте, «всё, что было» сказано критиками, и приезжайте ещё раз и ещё много-много раз! Не забывайте «Тропинку» (слова М.Исаковского, музыка М. Блантера) в Могилев. От вашей актёрской игры зажурчали ручьи в душе, растаяло сердце, зацвели наши бедные головы. Мы совсем их потеряли от вспыхнувшей любви к Александру Коршунову и заслуженной артистке Татьяне Филатовой, похожей на Любочку Орлову, и заслуженной артистке России Людмиле Корюшкиной, похожей на стихийную и народную Нину Русланову.

Без названия11

Мы с огромным удовольствием «отравились» обаятельной игрой Александра Чичкова и его красавицы партнёрши с русой косой до пояса и огромными глазами.

Без названия12

И ничего мы не могли с собой поделать! Любовь, которой можно управлять, это и не любовь вовсе! Любовь – это стихия, она обрушивается как девятый вал, и ты просто тонешь. И наплевать, что говорят умные критики! Когда и кому в любви помешали окружающие и их мнения! Любовь – это самая прекрасная глупость на свете! Каждой клеточкой мы чувствовали жизнь и хотели жить в тот вечер! И не могли спать до самого утра, совершенно пьяные от воспоминаний.

Под звуки «трёхрядки» с малиновым мехом сладилось и станцевалось всё в тот прекраснейший фестивальный вечер! Актеры «Сферы», как Колька Паратов, «Цыганочкой» завоевавший любовь жены, «вытанцевали» любовь и признание зрителей. Народные и известные «застольные» песни стали «цементом», объединившим дуэтные работы актёров. «Контакт» состоялся! Мы дышали вместе! Это была Весна.

Елена Максимова, фото mogilevnews.by

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here