Дневник фестиваля. День первый

КРИК отчаяния Казакова: «Мне страшно за человека!»

image

Итак, день первый Международного молодежного театрального фестиваля-2016 : 21 марта, понедельник. Весна и снег. Внешнее спокойствие города и оживление в ожидании события в многолюдном фойе Театра кукол — премьеры «На дне» режиссера Игоря Казакова.

Игорь Казаков – гордость и радость города Могилева. Ему есть что сказать, его посыл настолько мощный, что зрителя долго не отпускают переживания после спектакля: вопросы клубятся в голове, как на зарисовках-портретах Владимира Кононова. Было что обсуждать и многоуважаемым членам жюри: мнений, ракурсов точек зрения после спектакля-высказывания было так много, что диспут пришлось завершить волевым усилием из-за регламента времени.

«Живут без чести да без совести…»

Без названия2

Итак, Игорь Казаков любит куклу и не любит современного человека. Но парадокс: куклы в пьесе «На дне» отталкивают своим уродством. Лица же актеров-людей прекрасны. По мнению известного театрального критика и профессора Татьяны Орловой, этот контраст напоминает «оскаруайльдовский» постулат: с возрастом на лице человека проявляются его сущность и совершенные грехи. По замыслу же режиссера, человек не справляется с непосильной для себя задачей – быть одухотворенным созданием по образу Божьему:«недочеловеки» только пытаются быть похожими на людей, но их «пожирают» собственные недостатки.

Без названия3

На фоне лёгкой «музычки» текут привычные будни обитателей ночлежки. «Герои» варятся в котле мелких страстишек, они ленивы и долго спорят, чья сегодня очередь убираться: «Я за других работать не стану!» «Слова, слова, слова» — обитатели «дна» только говорят и ничего не делают. Им хочется выть от беспросветной скуки: «Такое житьё, что как встал поутру, так сразу за вытьё!» Они циничны, грубы, пошлы, похотливы и похабны: «Шум смерти не помеха!», «Парочка: баран да ярочка!», «Сколько зверства в этой бабе!» Легче всего им напиться, их организм отравлен алкоголем: «Напьюсь, как сорок тысяч пьяниц!», «Барон, пошли в кабак!» Они прячутся от суровой правды – «обуха» в воспоминаниях о прошлом, иллюзиях и выдумках. Уныл и безрадостен труд жадного Клеща. Здесь сжигает изнутри собственническая ревность. И эта распущенная истеричность сломавшихся людей: «Это почему у вас до сей поры не метено?! А если санитары придут?!» Бесподобны актерские работы и индивидуальны голоса, символизирующие человеческие пороки. Без имени нет человека – здесь, «на дне», звучат только клички. И пронзительная музыка рассказывает о жалком поражении Актера, забывшего любимое стихотворение: а ведь в любимом-то вся душа!

«А я такой человек: ничего не желаю, ничего не хочу – и шабаш!»

Казаков провоцирует зрителя начать дискуссию: человек – это варвар или всё-таки культурное существо? На взгляд бескомпромиссного режиссёра, человек 21 века – это кровожадная и жестокая средневековая тварь, как на картинах Босха, зубастая и «червеподобная». Доказательство: человечество продолжает уничтожать себе подобных и напоминает поведение пауков в банке. Казакова отличает не только творческое, но и жизненное бесстрашие. Он решился посмотреть в глаза страшному человеческому «бытованию». Пьеса Максима Горького «На дне» воспринимается сегодня как горькая действительность, отражение страшных реалий. Содержание пьесы страшно, но спектакль оказался ещё страшнее.   Зритель должен в ответ проявить смелость и не побояться «уколоться» о колючую реальность. И не надо малодушничать и просить «хэппи энда».

Без названия4

«Господа-люди, что с вами будет? Где у вас метла-то?»

Режиссер, работающий в традициях радикального театра, предложил только один выход: дезинфекция. Если ты видишь червей, то логично их уничтожить. Планету нужно очистить от грязи: «Грязь везде, грязища! Эх вы, свиньи!» А может, это собственные недостатки жалких жителей ночлежки травят и истребляют их? Это спектакль-крик и спектакль-предостережение: так жить нельзя. Лука показан режиссером как «общипанный» беспомощный ангел. Нина Мазур, интересный и артистичный собеседник с нестандартным мышлением, поэт, драматург, эссеист и театральный критик, высказала свою точку зрения: имя Луки она связывала всю жизнь не с Евангелием, а с производным словом от глагола «лукавить». Странное и весьма сомнительное существо. Но, как заметил Игорь Казаков, Лука всё-таки как-то сдерживает животные инстинкты обитателей ночлежки. Он ушёл – и они окончательно погрязли в погубивших их страстях. Жанр постановки «На дне» был определен как «экзистенциальная драма в двух актах отчаяния». Люди, оказавшиеся лишними в жизни, в трактовке Игоря Казакова, вызывают чувство сожаления о несостоявшейся человеческой судьбе, потере в себе божьего замысла: «никто тебя не любит, никто не уважает». Как признался режиссер, «этот спектакль – моя боль, переживание и сопереживание: мне безумно жалко всех обитателей ночлежки и мне страшно за человека».

«Нет веры в себя, а без этого ничего не будет!»

Как продолжила свои наблюдения Нина Мазур, людей «на дне» поедает их собственная червоточина. И этот «червь порока», живущий в каждом человеке, может только тогда оставить его тело, когда он поднимается над самим собой в миг возвышенной любви и в миг творчества, приближающего человека к состоянию Творца. Мне кажется, между любовью и творчеством можно поставить знак равенства: каждый творит свою собственную неповторимую историю отношений. Главное: «В женщине душа должна быть!» Каждый человек может построить самого себя и свою жизнь.

Небесная музыка белорусского композитора Александра Литвиновского возвысила спектакль «На дне», побуждая вспомнить так и не прозвучавшую знаменитую цитату Максима Горького: «Человек – это звучит гордо!»

Постановка Казакова ещё раз подтвердила «подозрение»: в современном искусстве режиссеры театра кукол идут в в авангарде. Игорь Казаков не обманул ожиданий: он удивил когда-то и продолжает удивлять. Только мертвецы могут не слышать и не чувствовать искусство. Живые могилевские зрители подарили гром аплодисментов героям этого незабываемого фестивального вечера: режиссёру и великолепным актерам, также бесподобным работам актеров драмтеатра: Азиза Азимова, исполнившего роль трогательно-пронзительного Сверчкова-Заволжского, и неузнаваемого Ивана Труса, сыгравшего яростного Ваську-вора.

Елена Максимова, фото с сайта mogilevnews.by

14 КОММЕНТАРИИ

  1. Веры Вам в себя, Роман! Как вспоминал Игорь Казаков на упомянутом Вами областном форуме журналистов, Глинка написал много произведений, признанных современниками неудачными, а ДЕСЯТОЕ было гениальным! Оставайтесь позитивным, мажорным человеком! И помните: в век Интернета не так важно, где Вы работаете: в провинции или столице. Главное — фанатизм, одержимость в работе! «Девятого вала» Вам ярких событий в Вашей жизни! Кстати, сам Айвазовский принял решение оставить Петербург и переехать в Крым, в Феодосию, чтобы ничто не мешало трудиться. Жить — значит работать и возвышаться над обстоятельствами…И новых побед Вам, Роман! И пусть исполнится Ваше желание посетить спектакль «На дне»! Интересно будет узнать Ваши впечатления интересного человека.

  2. 27 апреля, в пятницу, я был на в конференц-зале на Втором областном форуме журналистов в университете имени А.Кулешова. Я обрадовался, заметив в качестве почетного гостя, Игоря Казакова – режиссера Театра кукол. Мое внимание давно привлекает черная растяжка аншлага спектакля «На дне». Правда, мне нет 18… Но тянет посмотреть. Казаков был одет без пафоса, в джинсах. И говорил так же: он не был готов, но речь его была интересной, наполненной истинами. Например: вдохновение приходит не в ожидании, его не ждут. Это чувство работы, когда тебе хочется работать. Так что совет таков: чтобы к тебе пришло вдохновение, нужно много трудиться!

  3. Жанна, низкий поклон Вам за глубокий и талантливый отзыв — читаю и начинаю чувствовать себя Птицей Феникс! Ваши открытия прекрасны! Думаю, Вашим окрыленным ученикам будет интересна речь Игоря Казакова на Втором областном форуме журналистов в университете имени А.Кулешова, пятница, 27 апреля:
    -Вы все знаете российскую высшую премию «Золотая маска» — и, представьте, четыре «Золотые маски» в номинации «Куклы» получили белорусы. Это круто и это очень вдохновляет. Сравните: огромная Россия и маленькая Беларусь. Лучшим режиссером был назван Алексей Анатольевич Лелявский, Саша Янушкевич — за свой спектакль «Толстая тетрадь», Женя Корняг как хореограф и художник Танюша Нерсисян. Можете себе представить масштаб таланта нашей страны: белорусы «выгребли» все «золотые маски» себе.
    Для меня символично то, что мой Путь в Академии искусств начался со спектакля «Адвечная песня» Янкі Купалы. Я ставил Островского, Метерлинка, Горького, Пушкина и других, но именно «беларускi пясняр» заложил фундамент, в том числе и фестивальный. С этим спектаклем, поставленным на втором курсе, мы объехали огромное количество стран: Польшу, Германию, Хорватию, Швейцарию. Это говорило о том, что то, что мы делали, было интересно людям, живущим за тысячи километров. Эта тенденция продолжается и сейчас: наш Театр кукол зовут и в восточную сторону: Челябинск, Иркутск, Екатеринбург – и в западную. Как молодым журналистам, мне бы хотелось Вам сказать несколько важных для меня истин.
    Когда я пришел работать по распределению в могилевский театр, то сделал спектакль на экологическую тему. Я занимался его продвижением – и нас пригласили в Голландию. В исполкоме сказали: денег нет, положение очень тяжёлое. В итоге я одолжил 1500 евро, распилил декорацию на 16 частей, для того чтобы она влезала в багажный отсек самолетов и автобусов – и поехали на фестиваль с минимальным знанием английского, польского. Это был вдохновляющий фактор: мы смогли взять ответственность! Обычно все ждут какой-то бесконечной помощи и, как результат, КПД равен за 10 лет абсолютному нулю. Когда нас пригласили во второй раз в Германию, нам уже стали помогать: мы доказали интерес к белорусскому тренду. Это важно закрепить в своем сознании: не бывает наоборот: дайте бюджет – и мы что-то сделаем… Механика во всём работает с точностью наоборот: в кино, бизнесе, искусстве.
    Не надо ждать и вдохновения. Вдохновение – это готовность к работе, накопление бесконечного количества информации, которое ты можешь как-то преобразовать и выдать. Хочу подчеркнуть: чтобы что-то получить, надо проделать ежедневную титаническую работу. Успех надо закреплять и делать тенденцией. Мне отрадно работать в известном Театре кукол города Могилева: к нам недавно приезжал известный шекспировед из университета Техаса посмотреть, что мы тут «натворили» в спектакле «Гамлет».
    И ещё хочется сказать молодым журналистам: правильно выбирайте себе мощных конкурентов. Это сказал на первом курсе наш мастер: не важно, живые или мертвые, знакомые или незнакомые. Любая работа – это конкуренция и стремление быть первым. Как говорил Лев Толстой о картине Рериха «Гонцы», «берите выше, а жизнь всё равно снесёт». Вдохновения Вам!

  4. Наконец-то и мне удалось вместе с моими учениками посмотреть этот спектакль. Ребята с нетерпением ждали этого дня, внимательно прочитали пьесу.
    Итак, момент настал, мы готовы к встрече…
    В проходе появляется режиссер, наверное, волнуется, сейчас появится его дитя… Зал в ожидании…
    Гаснет свет, звучит музыка, от которой бегут мурашки…. На сцене появляются омерзительные черви, которые терзают плоть еще не умершего тела… Анна еще не умерла, но уже близка к последней черте, а рядом НИКОГО. Нет, вроде бы ночлежка полна людей, но люди ли они? Где человеческое сострадание, сочувствие? Его нет.
    Каждый прошел свой ПУТЬ от нормальной жизни до ночлежки. И здесь не имеет значения ни возраст, ни пол, ни даже социальный статус.Та наклонная плоскость, на фоне которой разворачиваются события, и есть, наверное, наклонная, по которой неумолимо скатывались в пропасть эти существа.
    Самое страшное, что они потеряли НАДЕЖДУ, ВЕРУ в себя, в жизнь, и нашли извечный выход — ВОДКА, забытье, самообман.
    Но вдруг в сиянии света появляется ЛУКА, и на какое-то мгновение мир обитателей ночлежки наполняется СВЕТОМ.
    Робкая надежда позволяет некоторым обитателям сбросит уродливый и уродующий кокон бездушного облика и снова обрести ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ лицо, помогает обрести душу и ВЕРУ! Иногда даже весна, цветы врываются в этот затхлый мир, но проказа человеческой алчности, жестокости, ненависти неумолимо разъедает то прекрасное, что готово было родиться.Как трогательна мечта Актера о НОВОЙ жизни (как малое дитя в колыбели, он качает нового себя на кровати в лечебнице), Пепла, который готов как птица-Феникс вновь обрести крылья, ведь именно о крыльях, о любви, способной вытащить его из омута, он так мечтал…
    Но реальная жестокость диктует свои правила и спасающая ложь Луки не смогла ей противостоять…
    Безжалостен приговор этим нравственным калекам: они не использовали свой свой единственный ШАНС, и они подлежат дезинфекции…
    Потрясенные зрители сначала робко аплодировали, а затем взрыв эмоций прорвался сквозь потрясение и выплеснулся в овации и крики «БРАВО!»
    Давно не испытывала таких эмоций после спектакля. Дети, те самые,которых мы иногда журим за то, что они мало читают или не читают вовсе, взахлёб задавали мне вопросы, делились своими мыслями, на следующий день в школе рассказывали тем, кто не был в театре.
    Низкий поклон талантливому режиссеру, всколыхнувшему наше сознание, наши души!

  5. Светлая Королева Анна -так хочется называть Вас после этого душевного комментария (Как говорил Васька Пепел, «в женщине душа должна быть!»). У Вас она прекрасна — счастливых мгновений Вам возвышенной любви! Вы удивительно восприимчивы и прекрасно образованны! Только Королевы так милосердны и внимательны к людям! Только Королевы умеют так взволнованно и убедительно говорить! Заходите и пишите! Находить Ваши комментарии — огромная радость!

  6. Спасибо Вам за увлекательный дневник фестиваля, и особенно за эту статью, которая позволила взглянуть на спектакль под другим углом.
    Меня очень тронула постановка Игоря Казакова. Аплодируя стоя этой замечательной работе, я думала как жалко людей, особенно всех.
    Во время спектакля меня не оставляло ощущение сопереживания одиноким, брошенным, оставленным и людьми, и Богом, жителям мрачной ночлежки, где каждый со своей горькой участью – прозябает в омуте пьянства и кутежей, где иногда пытаются разобраться в причинах неудач и ищут правды. И, несмотря на внешнее уродство кукол, каждая душа надеялась на спасение.
    Кто-то из жителей ночлежки давно закрылся и озлобился на весь свет, оброс колючей щетиной, а кто-то жалеет всех и добру учит: «Человек — может добру научить… очень просто! Надо кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос — от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!».
    Меня до сих пор не оставляет этот спектакль, и вспоминаются строчки Марины Цветаевой: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли…», и хочется попросить за всех «Еще меня любите за то, что я умру».

  7. Но, самое интересное, что свет после спектакля включается — и жизнь возвращается! Зритель уходит воодушевленным и просветлённым, как будто вспомнившим: человек — это звучит гордо! Моя мама с выходом на пенсию давно стала зрителем всех бесконечных сериалов. И вдруг… телевизионный репортаж о постановке «На дне» в Театре кукол «зацепил» её и вызвал любопытство. И она не поленилась оставить диван! Смотрела постановку как ребёнок: вздрагивала, переживала, дотошно рассматривала кукол и актеров, удивлялась… Надеялась, что режиссер подарит надежду и что-то изменится в жизни «дна». Надежды не оправдались, но ожидания не были обмануты: мама всё время возвращается к спектаклю, необыкновенно интересному прочтению пьесы Горького, казавшейся в школе такой скучной… Хочет всё перечитать! И вспоминает, как Лука утешал Анну «небесным царством» и как она всё-таки надеялась пожить! «А жить всё равно хочется!» — сделала главный вывод мама. И ещё восхитилась скромностью необыкновенно талантливого режиссера. Истинные таланты всегда сидят в потёмках: пустую бочку слышнее.

  8. «Подвал, похожий на пещеру». Дно…оно напоминает воронку, затягивающую персонажей в самые глубины темноты. Кажется, ну вот же лестница,- да, крутая, — поднимись, выйди! Там, «в верхнем мире», кипит жизнь. У каждого обитателя ночлежки была эта жизнь… Но нет у человека большего врага, чем он сам.
    Какие же они омерзительные эти души, лишенные нервных окончаний, лишенные сострадания, изрыгающие брань, со страшными лицами. Смотришь и понимаешь — лицо действительно зеркало души (удивительная работа художника — создание таких говорящих кукол).
    Лука. Кто он? Беглый каторжник, человек с темным прошлым, юродивый, добродушный мужичок, ведун??? Однозначно, он всколыхнул и взбудоражил «дно». Возможно, в этом и была его миссия — подарить надежду на лучшую жизнь, но слаб человек.
    В финале уже понятно, что все шансы изменить свою жизнь уже упущены. Появляются санитары и «смывают лишних людей». Гаснет свет. Ощущение, что со светом выключили жизнь.
    Игорь Казаков показал всю глубину дна. Спасибо, уважаемый режиссер, за смелость, креатив, талант! Ваша постановка, действительно, событие, которое давно ждали. Целый зал аплодировал стоя.

  9. Я рада, что Вы нашли то, что искали, и обрели гармонию в своей душе! Именно об этом постановка «На дне»: не надо агрессии!

  10. Так как наша газета, и особенно главный редактор — Новичонок Василий Степанович, очень дорожит Читателем, значит, будет окно, «где опять не спят» — готовят материалы по четвертому дню фестиваля: светлые «Три короля» Кати Аверковой и тёмное «Интервью с ведьмами» Жени Корняга. А Вам, Читатель, сладких снов на подушке с короной, как в спектакле про королей (Франкфурт-на-Майне, Германия, театр «Зелёный соус»).

    • Есть другие сайты, где об этом уже написали и, думаю, с меньшими потерями.

  11. Какой-то у вас замедленный дневник,раз написали только о первом спектакле 1-го дня. Ждем посвежее,например,что-то про спектакли 3-го дня.

    • Спасибо, замечательный Читатель! Это очень важно знать, что это всё кому-то нужно! Надеемся, что в тот самый третий день Вы были не только Читателем, но и Зрителем! Интересно будет прочитать Ваш комментарий. С уважением и благодарностью Автор. Кстати, спектакль режиссера Казакова «На дне» будет показан в Театре кукол 7 и 8 апреля. Будем счастливы прочесть Ваши впечатления!

      • По причине того, что я как раз читатель, и хотелось следить за ходом фестиваля посредством оперативно выходящих материалов журналистов.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU