А не сходить ли нам в музей?

Музей Бялыницкого-Бирули — настоящий эпицентр культурных событий, который буквально за один год получил признание и любовь жителей города. 1 сентября 2018 года, после 5-ти летней реконструкции, здание снова ожило, чтобы принимать у себя не только знатоков творчества известного художника, но и всех желающих соприкоснуться с миром культуры. О нововведениях в жизни музея мы поговорили с заведующей филиалом НХМ Светланой Викентьевной Строгиной.

— Расскажите, как изменился музей за время реконструкции.

— Музей — это такая консервативная структура, которая мало поддается каким-то коренным изменениям. С другой стороны, время диктует свои условия, и для того, чтобы соответствовать стандартам современного общества, экспозиции должны видоизменяться. Это касается и нашего музея. Во время реконструкции здесь заменены окна, двери, все музейное оборудование, продуман новый ход экспозиционного пространства. Чтобы посетители имели полное представление о творчестве художника, вся коллекция выстроена по периодам жизни Витольда Каэтановича. И так как живопись художника основана на перламутровых тонах, стены были окрашены в более светлые цвета. Сегодня музей обладает таким новшеством, как электронный каталог, в котором хранится весь фотографический и архивный материал.

— Какие экспозиции представлены в музее?

— Есть постоянные экспозиции. Это экспонаты, касающиеся жизни и творчества Бялыницкого-Бирули. Экспозиция включает в себя художественные произведения, личные вещи, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, документы, заботливо предоставленные вдовой художника Еленой Алексеевной в 80-е годы XX века.

Сменные экспозиции предоставляют наши друзья и партнеры. Самый главный «поставщик» — Национальный художественны музей РБ. Кроме того, мы сотрудничаем с Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д. Поленова. Также у нас были представлены произведения из Третьяковской галереи. Демонстрировались живописные работы как самого Витольда Каэтановича, так и художников его ближайшего окружения: И.И. Левитана, А.Е. Архипова, Н.П. Богданова-Бельского, А.В. Моравова.

— Сегодня музей Бялыницкого-Бирули можно назвать одной из значимых культурных площадок города. Здесь постоянно проводятся различные мероприятия, выходящие за рамки музейного дела…

— Сейчас общество требует новых форм работы, в том числе и от музея. Первым новшеством стали «домашние» концерты, на которые мы приглашаем выступать музыкантов высокого класса. Работаем мы с инклюзивными программами для людей с инвалидностью. Безбарьерная среда у нас представлена только на первом этаже, но через информационные ресурсы есть возможность показать, что происходит в других залах. Также в рамках программы в январе этого года прошла выставка инвалида-колясочника Галины Шикуновой «рождественская открытка», в декабре этого года планируется подобная экспозиция, но уже другой художницы — Зои Ракузовой.

Еще один интересный арт-проект «Мир глазами молодых» мы организовывали совместно с преподавателями и учащимися колледжа искусств. Через творческие работы ребята должны были отразить то, чем они живут, что их волнует. Оказалось — многое. Это вопросы экологии, здорового образа жизни, морально-нравственные проблемы.

— К новым формам работы можно отнести еще одну интересную задумку музея: летнюю сцену?

— Определенно. Нашему музею повезло с расположением и наличием собственного внутреннего дворика. Естественно, мы начали думать, как можно использовать это пространство. Вот тогда и пришла идея с летней сценой. Мы провели три вечера на свежем воздухе. Каждый раз были отдельно представлены детская и взрослая программы. 1 июня, в Международный день защиты детей, прозвучало произведение Прокофьева «Петя и Волк», в честь юбилея Чарли Чаплина организован просмотр «немых» фильмов, концерты музыки барокко, моноспектакль «Маленький принц» на музыку Е. Глебова для самых маленьких и многое другое. Эти встречи показали, что такого формата «открытых» мероприятий, вне стен душных залов, жителям и гостям города не хватало.

— Своим примером вы разрушаете стереотипы. Как вы считаете, у музеев есть будущее?

— Я не могу отвечать за все музеи. Но художественный музей Бялыницкого-Бирули, который я знаю и люблю, всегда будет современен. Что стараются посетить в первую очередь туристы, приехав в чужую страну? Как правило, художественный музей — будь то Лувр, Эрмитаж или Третьяковка. Казалось бы, есть интернет, который позволяет тебе виртуально путешествовать по всем музеям мира, изучать, не выходя из комнаты, картины великих художников. Это нормально. Но ни одна, даже самая хорошая съемка, не передаст той красоты и энергетики, которыми обладает оригинал произведения.

— Откройте секрет, чем еще в летнем сезоне удивит могилевчан необычный музей?

— С радостью поделюсь планами. Следующие творческие встречи пройдут 8, 9, 10 августа. Первый вечер будет музыкальным: минская пианистка Даша Мороз сыграет мелодии из известных кинофильмов. На следующий день гостей ожидает немое кино, сопровождаемое игрой тапера. Тему последнего вечера пока оставим загадкой. Завершится сезон летних сцен 31 августа. Работники музея сделают все, чтобы финал стал очень красивым и оставил яркое воспоминание у жителей города до следующего лета.

— Быть может, уже планируете мероприятия осеннего сезона?

— Да, конечно. Так как летняя сцена имеет ограничение сезонности, думаем о том, что можно провести в стенах музея помимо «домашних» концертов. Сейчас рассматриваем идею проведения поэтических вечеров. Для начала хотели бы почитать Пушкина. Бялыницкий-Бируля вырос на сказках Александра Сергеевича, даже написал целую серию работ, посвященных гению. Также есть задумка театрализации моноспектаклей, ведь театр тоже был близок Бялыницкому-Бируле: его единственная дочь играла во МХАТе. Как видите, все вращается вокруг личности Витольда Каэтановича.

Беседовала
Анастасия ПЕЧЕНЬКОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here