«Сказки старого Арбата»

11
1230

Московский режиссер ставит пьесу Арбузова в драмтеатре – эта новость будоражила театралов. И вот 27 января состоялась премьера – и зритель «в сказку попал»! Не зря современники называли драматурга сказочником. Он видел кошмары реальности – и спасался в светлых историях: «Да, я ухожу в сказки – я люблю сказки!» Сегодня «мир наполнен динамитом» — и люди спасаются от взрыва негатива в параллельном мире искусства. «Тихий ангел пролетел…» — так можно сказать о «мелодраме» Дольникова.

Арбузов, как в зеркале, отразился в чертах азартного хозяина квартиры на старом Арбате — Федора Балясникова, который «был актером у Мейерхольда, несколько раз был неудачно женат и долгие годы не мог забыть рекордсменку по прыжкам в высоту…»

АСЯ, АЛЕША, АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

— так называли Арбузова в течение жизни. Сначала он хотел стать дирижером и управлять оркестром. Потом вдруг «понял, каким могущественным властелином может быть театр». Его жизнь в искусстве началась с оглушительного провала – закончилась блистательным взлетом. Первая пьеса потерпела фиаско. Позор усугубляло присутствие в зале кумира автора – Всеволода Мейерхольда. Великий режиссер встал на пятнадцатой минуте и направился к выходу, гневно расшвыривая стулья. Такой вот провал с треском. Арбузов собрал чемодан, оставил Ленинград и приехал покорять как драматург Москву. Первый успех пришел к нему в 1934 году, когда он написал «Шестеро любимых». В конце 50-х пьесу «Иркутская история» поставил каждый театр огромной страны. Сегодня социальная история безнадежно устарела – «мелодрамы» же Арбузова сохранили аромат и свежесть. Он прятался в сказках от воспоминаний кошмарного детства. Отец-финансист разорился и бросил семью. Мать не пережила испытания и попала в психиатрическую больницу. Ася – ребенок из благополучной семьи, вдруг оказался беспризорником. Сначала дворник подкармливал гороховым супом. Потом на горизонте замаячила колония. При этом отчаянный хулиган с тремя классами образования всю жизнь жадно поглощал книги. Спасением стало и появление в его жизни феи – сестры матери. Она и вырвала Алексея из унылой реальности. На первое место в своей жизни он поставил труд – и стал самым плодовитым советским драматургом. Алексей Николаевич всю жизнь боготворил лучезарную актрису, «чудо осиянное», золотоволосого ангела с мелодичным голосом — Марию Бабанову, для которой написал пьесу «Таня». И актриса, и пьеса получили триумф. Самый оглушительный успех был на бенефисе по поводу 55-летия Марии Ивановны. Драматурга она так и не полюбила, но относилась к нему с нежностью и теплотой. Зато Алексей Николаевич был любим многими другими женщинами. Первая жена не выдержала его похождений – и ушла в счастливый брак с Константином Паустовским. Дочь от первого брака стала хранительницей музея отчима в Тарусе. Второй женой тоже стала актриса. Она выскочила во время репетиции в коридор — и столкнулась с драматургом. «Такую девушку хочется украсть», — игриво произнес он и тут же сделал предложение руки и сердца. Родились дети Кирилл и Варя. Потом женщина устала бороться за брак – прервала беременность и уступила мужа сопернице. Арбузов был легким человеком, но «ошибался, рвался, путался и начинал» с чистого листа. Может быть, поэтому его пьесы так человечны. В каждом из нас живут ангелы и бесы. Поэтические диалоги сказочника- драматурга возвышают зрителей над той обезьяной, которая прячется внутри нас. Не зря этой кукле-хулиганке уделяется так много внимания в квартире на старом Арбате: куклы как люди: никак не хотят становиться совершенными.

КУКОЛЬНИКИ ФЕДОР И КУЗЬМА

Противостояние – так можно назвать отношения отца и сына. Федор Кузьмич (народный артист Григорий Белоцерковский) и Кузьма (Саша Кулешов) непримиримо катают по сцене деревянный верстак и закатывают в асфальт сантименты. «Золотушное поколение!» — кричит старший Балясников. «Твое время вышло! Финита!» — выносит жестокий приговор младший.

Ничто не ново под луной: конфликт поколений берет начало в мифах Древней Греции: сначала Кронос заглатывает детей – потом дети свергают отца и делят власть между собой. Претензий у Кузьмы тьма тьмущая. Скажу только об одной, самой смешной: принесли ребенка из роддома – отец взглянул и… обозвал обезьяной! Вот в эту роковую минуту сын и дал клятву: придет время – и он победит этого шута горохового! Наши детские обиды бывают нелепыми, но они грызут сердце родителей. Балясников — старший мечтает о заказе на куклы для спектакля «Прекрасная Елена» — Балясников — младший под псевдонимом Лепешкина переходит дорогу отцу. А тот с таким азартом хотел вложить в Елену «все самое волшебное и пленительное, что искал и не находил в женщинах». «Передать кукле все волшебство, всю прелесть женщины до сегодняшнего дня удавалось только японцам». Страсти «самураев» и так раскалены до предела, а тут еще на пороге квартиры появляется Виктоша. Она сбежала от жениха, покинула Ленинград и приехала покорять как модельер Москву – и влюбила в себя все мужское население «дома на вулкане». Начался новый виток войны сына против отца. Кого же выберет обольстительница? «Пленительный вы человек!» — говорит эта фея комплимент Федору Кузьмичу. Но сын так похож на отца! Яблоко от яблони недалеко падает…

«ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ» И ВИКТОША

Вспоминается упомянутый выше спектакль «Елена Прекрасная», который стал яблоком раздора между кукольниками. Портреты Париса и Елены на сцене тоже отсылают зрителя к античному сюжету слепого Гомера. Чем интересен образ сердцеедки, из-за которой погибла славная Троя? И была ли она сердцеедкой? Ни спартанский царь Менелай, ни нежный Парис – ни один из соперников не захотел уступить другому красавицу. Война за Елену растянулась на десять лет — война за Виктошу вскоре затихает — и начинается мелодия японских флейт. Спектакль Дольникова пронизан токами любви. Зритель оказывается в потоке света сценографии: «Недаром купол так высок… Здесь столько блеска!» Сияет звездами волшебный колпачок, летает серебристая мишура, кружатся белоснежные ангелы, раскачивается вдруг сама по себе лампа и бросает свет на блестящий самовар на столе … Елена значит «свет», Виктория – «победа». Вот и получается победа света. Ведь «Илиада» Гомера тоже повествует не о войне, а о том «как тонка и нежна любовь людская!» Самое ее человечное проявление – это слезы Ахиллеса, когда герой сжалился над врагами и отдал им тело Гектора. Вот и спектакль начался с непримиримой войны – продолжился сплошной любовью… «Без всякой пошлости и прозы!» Чудом можно назвать игру Юлии Ладик: «и свой прелестный голосок дарует вам одна артистка». Ее нежная героиня пробуждает вулкан внутри Балясникова — старшего – и он творит внутренним огнем самых прекрасных кукол — Елену и Париса, как две капли похожих на Виктошу и Кузьму. Отец преодолевает искушение и уступает красавицу сыну. Сын уступает кукол мастеру-отцу… А Виктоша ускользает, как когда — то убежала от жениха Левушки…

ЛЕВУШКА И ПЕРЕЛЬМАН

Пьеса Арбузова писалась в шестидесятые годы, когда начался спор физиков и лириков. Героями того времени были романтики дорог — туристы и барды. Из каждого окна слышалась песня Булата Окуджавы «Ах, Арбат, мой Арбат…» Течет река времен – и появляются новые «призванья, другие вызваны вперед». Среди них «герой нашего времени» – романтик науки Григорий Перельман. Режиссер поделился секретом творческой лаборатории: во время репетиций они решили отталкиваться от этого образа гения-математика, который доказал две гипотезы, получил Нобелевскую премию, но… отказался от миллиона долларов! Поступок безумца произвел сильное впечатление, как и игра Дмитрия Дудкевича – исполнителя роли Левушки с налетом Перельмана… И если в фильме Саввы Кулиша поток речей умного зануды-жениха вызывает зевок скуки, то в постановке Дольникова научные термины вызывают «большой смиезь». Левушка на сцене — это чистый восторг! Как жаль, что в театре нельзя кричать «бис»! Как король эпизода, артист показал богатство своей палитры: он великодушно прощал невесту и тут же внушал комплекс вины из-за порчи свадебных продуктов, обвинял, требовал, назидал, издевался, огорчался, подвывал, заклинал, восклицал, приводил статистику, угрожал и нападал… Левушка сражался как лев – проиграл и поджал хвост, как «сявка». Ретировался, мокрый от слез, — вернулся за чемоданчиком со свежей сорочкой и бутербродом, приготовленным мамой. Актер сверкал глазами, словно принял яд белладонны, и выглядел совершенным безумцем.

ХРИСТОФОР И ХРИСТОС

— Христофор Колумб! – так представляется Блохин в ответ на рукопожатие «тихого припадочного» Левушки. Заслуженный артист РБ – Василий Галец, тоже великолепно играет эксцентричных персонажей. Но на этот раз мастер сцены лепит, как пельмени, образ тихого домашнего человека. Как милейший Божок, поддерживает он огонь в домашнем очаге Балясниковых: покупает вкусную колбаску, заваривает душистый чай, варит пельмени. Правда, они превращаются в клейстер. Родственные души моментально «склеиваются» в этом мире: Виктоша сразу «приклеилась» к этой нелепой троице – а вот жених был выброшен из квартиры. Здесь приживаются только сердечные люди. Блохин – Галец окружен неземным сиянием доброты. Для зрителя становятся открытием мягкий голос обычно резкого артиста, светлая грусть ласкового миротворца. Он из тех, кто знает истину: там, в бездне, полной звезд, есть сверкающее окно-око вселенной… Это понимание помогло ему смириться со смертью любимой жены – он продолжает проветривать ее пальто. Христофор – святой человек, помнит о конечности земного пути и пытается примирить родных людей. Это миссию смогла выполнить Виктоша. Все под влиянием ангела небесного стали лучше — между отцом и сыном воцарился лад. Елена — Виктоша озарила, воодушевила, пробудила…

Выполнил свою миссию и Александр Дольников: режиссер вернется в Москву, но его постановка «останется светом» для зрителей. Спектакль напомнил, как изумительна жизнь глазами романтика! И как много в мире не только динамита, но и прекрасных слов с буквой «р»: Арбузов, радость, доброта, стихотворение «Когда дряхлеющие силы» прекрасно декламирует мастер Григорий Белоцерковский, пир на весь мир, самовар, рок-н-ролл, Арбат, модельер, творец! Во время краткого общения с журналистами после генеральной репетиции накануне премьеры Александр Васильевич сказал:

— В каждом из нас прячется романтик – прагматик его несколько «заглушает», но он все равно пробивается, как луч сквозь пыль. Днем я вынужден быть реалистом и искать возможности заработать. Но вечером читаю книгу, стихотворение — и становлюсь романтиком, вспоминаю о душе. Каждый постановщик ищет свою пьесу, как женщина перед ответственным свиданием выбирает себе платье. Деловито, целеустремленно, вдохновенно. «Сказки старого Арбата» — это первая пьеса, режиссерский анализ которой я делал в студенческие годы. Во время спектакля Балясников вспоминает, как умер он один раз на Тверском переулке – и снова возродился: «человек, как змея, должен сбрасывать кожу, если он стремится к совершенству». Будить в человеке человека, стремление к свету – это и есть цель искусства.

Елена МАКСИМОВА, фото mogilevnews.by

11 КОММЕНТАРИИ

  1. Посмотрела спектакль «Сказки старого Арбата». Понравилась игра актеров, произвели хорошее впечатление декорации. Но самое яркое впечатление оставила игра Маши Рудаковой в роли Виктоши. Эта звездочка была настолько искренняя, такая веселая! В ней было так много любви к жизни и ко всем людям! Как в такую можно не влюбиться! Как только Маша – Виктоша вошла в квартиру кукольника на старом Арбате, спектакль для меня стал намного интереснее. И не совсем понятно, кто она: то ли ожившая кукла, то ли реальная девушка… Мне интересно было бы узнать ответ. И неожиданный финал. Когда она уходила, внутри защемило. Она зачеркнула свое счастье. Но самопожертвование Виктоши ради воссоединения отца и сына мне понятно. В жизни такое бывает редко, но хочется верить в красоту поступков человека. Я верю, иначе неинтересно.

  2. Олеся, какая радость — читать Ваши впечатления! Вы воссоединили первый и второй состав: Маша Рудакова играет роль Виктоши во втором составе. Мне кажется, Арбузов именно такой представлял свою героиню — золотоволосым очарованием с огромными глазами. Маша унаследовала от красавицы мамы — актрисы Галины Лобанок, «force de la nature» — женскую природную силу.
    Думаю, Виктоша — это не кукла…Не зря режиссер Дольников сказал: что в нашей реальности есть Виктоши — только надо оглянуться вокруг себя. Олеся, Вы ведь тоже Виктоша, способная вскружить голову женственностью и очеловечить добротой.

  3. Мне понравилась встреча Кузьмы и Виктории. Представил себя на месте Кузьмы и понял, в каком он был шоке!!! Забавно было слышать, как Блохин для прогулок с Виктошей купил красивый костюм. В наше время смешно звучит, что Федор и Христофор по очереди водят  девушку по  музеям… Как-то это странно. А вот сцены, когда Федор и сын Кузьма ругаются и ссорятся, кажутся современными и понятными.  Но после спектакля захотелось жить дружно. Мягкие кресла, огромная красивая люстра – все настраивает на мирный лад…

  4. Добро пожаловать в ряды романтиков! Хочется стать феей в Вашей жизни и накануне Дня влюбленных наколдовать такое будущее: пройдет время — будут «другие вызваны вперед». Ваш сын (Кузьма или Федор) посмотрит старую сказку и поделится впечатлениями: сцены, когда отец и сын ругаются, кажутся такими непонятными. В нашей семье никогда не повышают голос друг на друга. Я бы очень хотела, чтобы Вы встретили свою Виктошу. «Так как — только влюбленный имеет право на звание человека!»

  5. Мое внимание сразу приковала к себе «кукла», неподвижно сидящая на стуле. Когда актеры, играющие Блохина и Балясникова, отыграли эпизод, свет погас. На сцене были видны только ярко-белые полки, стол и эта «кукла». Она показывала движения, как кукла на ниточках. Встала, взяла в руку ленточку и начала крутить. Это было очень красиво. Очень понравился момент, когда в город приехала 20-летняя девушка Виктория Андреевна (для друзей она Виктоша). Она и была той куклой. Также запомнились сцены, когда Виктоша танцевала с отцом и сыном. Из актеров понравились Кузьма (Саша Кулешов), Христофор (Василий Галец) и Виктоша (Маша Рудакова). Надеюсь на встречу с ними в других спектаклях.

  6. Вспомнила старую историю о прекрасной женщине-статуе. Один мужчина подарил ей дорогие одежды, другой — украшения. Она осталась неподвижной. А третий вдохнул в нее душу — и «кукла» ожила! Самые счастливые Галатеи-женщины — это те, кто находят своих Пигмалионов-мужчин. Прекрасная Диана, встречи Вам с Мужчиной своей жизни — тем, кто поверит в Вашу неповторимость и будет стремиться открыть миру красоту своей жемчужины. И Вы окажетесь в потоке радости и поймете свое призвание. Встречи!

  7. Не очень хотела идти в театр, но потом не пожалела. Правдоподобная игра актеров подарила предвкушение чуда в жизни. Огорчал шум в зале, шокировали реплики некоторых подростков. Но это не помешало мне наслаждаться сценой, когда приехал жених Виктоши – Левушка. Хохотала, когда он надел шляпу, наполненную водой. Я обожаю розыгрыши в жизни! Это придает перчинку нашим серым будням. Поняла, что не стоит обижаться на близких из-за пустяков. Например, как тебя назвали. Родные люди не предадут и всегда поддержат в трудную минуту. Поняла, что театр тоже может стать близким другом.

  8. Елена, я поздравляю Вас с прекрасным именем, которое Вам дали родители. И дарю на счастье строки из «Илиады» Гомера:
    «Старцы, завидев идущую к башне Елену, тихие между собой говорили крылатые речи: истинно, вечным богиням она красотою подобна…»

  9. Мне очень понравилась «Сказка Старого Арбата». Я с изумлением наблюдал за Федором Балясиным — главным героем, которого играет Народный артист РБ Григорий Яковлевич Белоцерковский. Отец и сын играли с такой страстью, что сломали колески у стола, когда катали его по сцене. Понравилась сцена встречи Кузи и Виктоши. Они сразу положили глаз друг на друга. Они не могли глаз оторвать друг от друга! Любовь с первого взгляда!
    Когда все герои танцевали, я почувствовал себя счастливым. Танцуй, пока молодой. Хочется жить! Вот такой спектакль, с тремя восклицательными знаками!!!

  10. Сашка, привет тебе, зеленой шапочке с желтым помпоном, черному коту и маминым пирожкам! Помню, как утром по дороге в Девятую школу мы нашли с тобой… мюсли! На белом-белом покрывале ноября! Как раз выпал снег, о котором твоя бабушка знала уже в понедельник. Мюсли ты подобрал — мы по-братски их разделили и позавтракали. Решили, что «Сказки Старого Арбата» начинаются… Но меня терзают смутные сомнения. А вдруг ты насмотрелся на Федора Балясникова и начал чудить, как он. Не дожидаясь Деда Мороза… Признавайся, ты подкинул мюсли на снег? От круглолицего восьмиклассника с лукавыми глазенками всего можно ожидать! Оставайся, Сашка, восьмиклассником в душе. Привет твоей Виктоше по имени Сашка… Сашка плюс Сашка = желание. Сказок всем нам….

  11. Добрая детская надежда: если стать между людьми с одинаковыми именами, то можно загадать желание. Как на Новый год….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here