Формула успеха Игоря Казакова: «Невозможное возможно!»

0
654

В его спектаклях есть любовь — ее горячее дыхание, ее химия, ее электричество, ее токи. Каждая его постановка — сенсация.

Главный режиссер Могилевского театра кукол — сильный человек, который крепко держит штурвал в руках. Капитан корабля кукольников, как Колумб, открывает формулу успеха. Игорь Казаков — гость проекта «Успешные люди» в стенах юношеского отдела библиотеки им. В.И.Ленина.

«Не бывает быстрого успеха»

— начинает режиссер беседу со своими визави, поколения смартфонов. И развивает мысль:

— Не гонитесь за глянцем, пластиком, фейком в Интернете: все сиюминутное осыплется, как штукатурка. Например, поставь сто «лайков», раскрути блог ­- и заработай! Не заработаете! У меня много знакомых гемдизайнеров. На сегодняшний день они успешные люди, но к своему благополучию они шли годами. Терпение, терпение и терпение -­ запаситесь этим качеством лет на десять.

Представьте, полгода режиссер­-дебютант колдует над «коконом» спектакля. И вот премьера -­ все хорошо. Бабочка не пешком пошла -­ взлетела! Театральное сообщество выносит вердикт: «Потрясающий спектакль. Ну, неплохой мальчик. Но, возможно, случайность. Посмотрим, что будет дальше». Молодой режиссер доказывает: его успех -­ закономерность. Успешные спектакли планку задрали выше некуда: теперь все время надо соответствовать. Вот оно, настоящее проклятие. Спринтерский бег ты выдержал -­ начинается марафонский.

Труд, труд и труд. Возьмем экранизацию романа братьев Стругацких «Обитаемый остров». Лидер российского проката вошел в число самых кассовых фильмов Европы по итогам 2009 года. Представьте, как копала землю до десятого пота съемочная команда, какие муки творчества испытала. Триста дней подряд без выходных режиссер Федор Бондарчук ложился в час ночи и вставал в шесть утра. Не бывает успеха на диване.

«Хочешь научиться — иди к Мастеру»

— вспомнил режиссер совет Вячеслава Полунина. Меняются цели ­- меняются мастера. Сегодня лучший клоун мира называет своим мастером… внучку! Наблюдает за маленькой девочкой по семь­-восемь часов ­ и учится у нее гармонично и радостно жить, подпрыгивать, петь, насвистывать и веселиться.

Студенту Игорю Казакову было не до веселья. Мастер Анатолий Лелявский устроил своим подмастерьям ад. Подмастерья -­ это шесть будущих режиссеров, которые прошли вступительный конкурс семь человек на место.

Место под солнцем занимают талантливые трудоголики, наглые и напористые. Напор был такой мощности, что студенты прорубили окно в Европу. Впервые за 75 лет в Белорусской академии искусств появился такой пробивной курс кукольников­международников. Их курсовому спектаклю «Адвечная песня» Янки Купалы в режиссуре А.Лелявского аплодировали в Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Хорватии…

Практика, практика и практика -­ и ребят выпустили из стен альма-­матер уже матерыми специалистами.

Спектакли Игоря Казакова отличают энергия, темперамент, смелый посыл. Настоящая режиссура ­- это всегда бунтарство.

«Хочешь добиться успеха, выбирай мощных конкурентов»

Игорь Казаков решил догнать и перегнать всех «Гамлетов».

— Зрители узнают моего «принца датского» из тысячи. Хотя конкуренция в искусстве сильнейшая.

Уже в 1964 году мировой кинематограф насчитывал 17-­ть «Гамлетов». Зрители помнят Лоуренса Оливье, которого признали эталоном героя Шекспира. Знают непревзойденного «Гамлета» режиссера Григория Козинцева. Иннокентий Смоктуновский не решался конкурировать со знаменитым англичанином. Козинцев уговорил актера рискнуть ­- и они выиграли! Смоктуновского тоже признали лучшим Гамлетом всех времен и народов.

— Могилев можно поздравить: в Театре кукол работает режиссер-­новатор! Мы единогласно присудили Гран-­при «Гамлету» Игоря Казакова! -­ снизошла на телезрителей благая весть от Татьяны Орловой, председателя жюри Международного молодежного форума «М@RT-­контакт-­2013», профессора кафедры литературно-­художественной критики, доктора филологических наук. — Не постановка — революция!

Казаков рванул вверх со своим «Гамлетом», как ракета в космос. Его принц датский… летает! В костюмчике супермена. Откуда он взялся? Сегодня повсюду висят афиши со сверхгероями. Все надеются и ждут: кто­-то прилетит и решит мировые проблемы.

Шекспир наделяет принца датского всеми чертами сверхчеловека: поэт, краса Вселенной, венец всего живого. В первом акте спектакля супермен меняет этот мир к лучшему -­ и справедливость торжествует. Во втором ­- инфантильный Гамлет не предпринимает никаких действий, только рефлексирует и повторяет: «Я должен, должен, должен!» Надежда умирает ­- зло побеждает.

В сумасшедшем по энергетике спектакле Казакова -­ два разных Гамлета, два разных финала.

Формула успеха: шесть месяцев ада

Могилев. «M@rt.контакт-­2016». Премьера «На дне». Экзистенциональная драма отчаяния. Наэлектризованный зал. Овации.

Успех всегда растет из успеха.

Минск. 10 минут зрители не отпускают режиссера и актеров со сцены. А после спектакля спешат перечитать «На дне» Горького! Потому что режиссер помог сделать открытие: пьеса актуальнее всех новостей, она про нашу действительность: экономический и духовный кризис.

«На дне» занимает первое место в рейтинге самых посещаемых спектаклей. Николаю Стешицу ­- исполнителю неоднозначного Луки -­ вручили «Национальную премию» в номинации «Лучшая роль».

Реальная же формула успеха ­- это шесть месяцев ада. Так говорит Игорь Казаков о репетициях спектакля. Одна из сложностей -­ собрать вместе актеров из Театра кукол и Театра драмы. Артисты тоже люди, и они хотят домой. Там кекс с изюмом, посыпанный сахарной пудрой! Режиссер же есть тот сумасшедший, который формует тесто постановки, вылезающее из кастрюли.

Все работы Игоря Казакова -­ сложнопостановочные, требуют много времени и сил. Во время спектакля «На дне» актеры ходят по станку под углом тридцать градусов. На репетициях падали и ударялись до синяков. Плакали даже мужчины.

Сколько режиссерского запала нужно, чтобы вести за собой людей вопреки их воле! Пока они сами не зажглись идеей. Осветитель, художник, композитор, звукорежиссер, декоратор -­ команда нужна, чтобы прорваться.

Невозможное возможно!

Успех и творчество. Успешное творчество -­ самый сильный наркотик. Это больше, чем деньги.

Игорь Александрович ставит трудную цель и добивается ее любым путем. Идет в обход, идет на таран, катит камень Сизифа на гору снова и снова. Пилит «болгаркой» ржавые декорации, как это было с «Пойзоном». На двенадцать частей. А иначе как поместить сумки (55 см ­- ширина, 90 см -­ длина) в багажное отделение «Аэропорта»?..

Спектакль на экологическую тему заинтересовал голландцев, и они пригласили белорусов на Большой фестиваль Международной ассоциации кукольников «Dordrecht».

Мало возни с декорациями -­ пришлось еще одолжить полторы тысячи долларов.

Дожди, косые дожди шли на обратном пути -­ все коробочки с декорациями стали комками грязи.

Зачем, «ради чего все это, Боже, ежели знаешь, то ответь»…

Ощущение торжества победы -­ слаще, чем сама цель.

Когда в следующем году кукольники вернулись с фестиваля в Магдебурге, управление культуры и пресса встречали их как победителей.

Успех приходит к сильным и целеустремленным людям.

Цель поставить «Синюю-­синюю» появилась после беседы с Игорем Викторовичем Игрушей. Режиссер и продюсер говорили про то, что в современных реалиях в Беларуси еще долго не будет высокобюджетного кино. Важно снимать хотя бы малобюджетные фильмы. К примеру, снять сегодня «Дикую охоту короля Стаха» Владимира Короткевича почти невозможно. А экранизировать рассказ «Синяя­-синяя» очень даже возможно. Игруша идею предложил — Казаков загорелся и поставил спектакль, как всполох огня. Зажигает сердце и обжигает душу. Как жара в Африке, где и происходит действие. Нет, не действие -­ монолог!

Рассказ поставить невозможно -­ к такому выводу приходили все, кто читал «Синюю­синюю». Вот и получается: режиссер Игорь Казаков сделал невозможное возможным.

«Синюю­-синюю» показывают депутатам Национальной палаты. Игорь Казаков трижды становился соискателем Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства.

По итогам республиканского фестиваля национальной драматургии имени В. Дунина­Марцинкевича постановку назвали лучшим моноспектаклем. Работа победила в трех номинациях: «Эксперимент», «Лучшая сценография» и «Лучшая мужская роль».

Увидеть кукольника Николая Стешица в драматической роли было так же неожиданно, как ­- клоуна Юрия Никулина в роли Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» А.Германа.

Быть человеком разумным!

Пожалуй, это и есть главный принцип Игоря Казакова. Разум не позволяет делать всякие чудовищные вещи. Разум порождает интерес к познанию мира.

Любопытство, любознательность -­ вещь, для успеха необходимая. Студентом он, как Гаргантюа, заглатывал информацию огромными порциями. По ночам пересматривал архивы мирового кинематографа.

Сегодня Игорь Казаков смотрит -­ читает -­ слушает избирательно. Может бесконечно пересматривать фильмы Алексея Германа­-старшего. «В кино невозможны уступки и компромиссы», -­ убеждение Алексея Юрьевича.

Игорю Александровичу интересно все то, что непонятно: как смонтировано, сделано.

«Матильдой» Алексея Учителя не интересуется: в истории искусства уже есть «Агония» Элема Климова.

Казаков любит читать о личности творца. Например, дневник Андрея Тарковского «Мартиролог». Слушает самую разную музыку, но любимая -­ «Картинки с выставки» Мусоргского. В любимом ­- вся душа.

Душа есть в природе, которую Казаков любит и понимает.

Под небом не так уж много прекрасного. Поэтому так манят к себе постановки Игоря Казакова. Его спектакли -­ это бросок души в небо.

Елена МАКСИМОВА

Фото kozak.by 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here