Глубина и тайна настоящего чувства

0
321

Посчитайте количество шагов от вашего Дома до Театра — это и есть расстояние до счастья. Поводом поговорить о счастье для режиссера Саулюса Варнаса стала пьеса «Женщина моря» Ибсена. Июльская премьера завершила 129-й сезон. «Человек создан для счастья, как птица для полета». А счастье — это любовь.

А люди — это чайки…

Вот Эллида разбежалась, взметнулась вверх ­ и застыла в прерванном полете. Над обрывом. Женщина моря парит над партером, как чайка. Как блестят русалочьи глаза актрисы Натальи Колокустовой, когда она вспоминает Неизвестного! Как он надел два кольца на кольцо от ключей и бросил в воду. Так женщина и мужчина сочетались с морем. Любовь тоже бесконечна. Эллида принадлежит тому человеку всей душой и помыслами. Каким пресным кажется на его фоне приземленный муж­-доктор. Ручеек общения между супругами совсем пересох. А вот с Неизвестным она говорила «о бурях и штилях, о китах и тюленях, которые так любят нежиться на солнце в шхерах, о чайках». Он и Она были, как птицы в полете. Но правда ли это, что мы родимся для счастья? Везет туристам, снуюшим по сцене. Они не задаются вопросами. Живут, как одноклеточные организмы, только щелк фотоаппаратами да щелк. Богатейший голос­виртуоз Ивана Труса со скрытой иронией рисует «раскадровку» примитивной жизни: «Рождаются­-умирают… Все!» Не зря последняя драма Ибсена называется «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Она -­ о «живых мертвецах». Жизненные банкроты все время встречаются в пьесах Чехова. Чехов многому учился у Ибсена. Но между русским и норвежским драматургами есть разница. У Антона Павловича ­ все несчастные. Страдать, ощущать себя жертвой, жаловаться на тяжелую долю легче, чем стать счастливым. У Ибсена же действуют сильные люди. Нордический характер позволяет им яростно вцепиться в штурвал. Как бы море ни штормило. Ибсен­-изгнанник продолжил «р-­р-­р-­работать!» на чужбине и стал мастером. Вернулся в Осло победителем. Ибсен-­скала ­ так можно сказать о драматурге. «Вы не увидите таких камней даже в Королевском театре!» ­- с гордостью говорит режиссер о работе художника-­постановщика Юрате Рачинаскайте.

«И Бог создал Женщину»

Море по-­латышски называется «юра». Юрате светится, как янтарь! Художница -­ перелетная птица! Семейного гнезда не свила. Воспринимает брак, как «коробку». Мол, задыхается. Но семейными гармониями восхищается. Жила в мае в домике друзей на дюне в Куршском заливе ­- лагуне Балтийского моря. Как-то вырывала сорняки и заметила гнездышко. Заглянула и не утерпела ­- взяла маленькое яичко. Испугалась, что чужое вмешательство разрушит семью. К счастью, птицы прилетели ­ и вскоре вылупились птенцы. А у Юрате родилась идея гнезда для «Женщины моря». Еще до «гнездования» Саулюс Варнас пригласил художницу в гости. Показал свою любимую, самую лучшую в мире книгу об искусстве света. Сказал, что хочет видеть на сцене вот такую молнию. Юрате и Саулюс попили чайку, и сценограф потеряла покой. Заразила бессонницей могилевских актрис. «Женщины моря» творили до пяти утра. Слово «счастье» полно шелеста полнозвучного «а» и бесконечного «е». Как символы свободного дыхания и равновесия, в воздухе спектакля летают перышки. И трепещет крылышками бабочка. Юрате восприняла в пьесе не любовный треугольник, а любовь к жизни. Когда любишь, ты -­ море. «В сердце бушует прибой!» Вдыхаешь красоту перышек, гнездышек -­ и улыбаешься. В улыбку Юрате можно влюбиться. Во время беседы с журналистами сценограф жонглировала апельсином. Они с Саулюсом -­ соратники, близкие по духу люди. Режиссер тоже любит насыщать действо цирковыми трюками.

«Призрачно все в этом мире бушующем»

Молния освещает трещины раскачивающихся на сцене бревен. Брак Эллиды и Вангеля трещит по швам. Он ­- всего лишь красивый фасад. Прелестные дочери врача (очаровательные Вероника Баранова и Анжелика Барчан) украшают веранду цветами. Якобы по поводу приезда учителя Болетты. На самом деле -­ в честь дня рождения покойницы мамы. «Той, которую они так любили». Прямая честная натура Эллиды не может принять таких тайных игр. «Счастье ­- это искренность». Но падчерицы не доверяют мачехе, которая все время тоскует, купается и смотрит вдаль. В глубине души женщина ждет, что он вернется. Как пообещал. Пять лет назад.

Раскладывать пасьянс ­- увлекательное занятие. Беседовать с Саулюсом Варнасом -­ как раскладывать пасьянс. Режиссер -­ стихия ветра! Легко перемещается из Норвегии в Африку, из Африки в Литву, из Литвы в тундру. Путешествие по материкам и странам за пять минут. Пять минут ­- это много. Можно снова стать счастливой. Неизвестный все-­таки вернулся за Эллидой. На «молниеносных» бревнах выстраивается любовный треугольник. Синусы, косинусы, тангенсы, острые углы, выстрелы! Мрак! Слава Богу, все живы. «Бедный Вангель!» -­ шептали могилевчанки и минчанки. У актера Ивана Труса были глаза, полные боли. Он искренне недоумевал, почему «женщина моря» отдала свое сердце другому. Прежняя жена дополняла его до той самой «десятки». Он был «1», она ­- «0». Все женщины сочли бы за честь предложение руки и сердца от такого мужчины. Но счастье не поддается обобщению. Да, Эллида ценит мужа. Но доктор Чехов поставил верный диагноз: «В семье самый главный винт ­ это любовь, половое влечение, едина плоть, все же остальное -­ ненадежно и скучно, как бы умно мы ни рассчитывали». Люди не могут вывести формулу притяжения ­ божественной химией занимаются на небесах. Эллида не подпускает к себе мужа после смерти их ребенка. Глаза мальчика почему­-то всколыхнули память о любимом. В любви тоже есть приливы­-отливы-­приливы. Молния сверкает в одеждах Эллиды и Неизвестного. Таинственный Саша Кулешов убежден в своей власти над возлюбленной. Она должна покориться и «шагнуть на корабль». Там Адам все приготовил для своей Евы. А она говорит «нет». Абсурд! ­- скажут некоторые зрители. Жизнь бросила женщине канат, способный вытащить ее из болота «с карасями». А она осталась в тине. Надежность! ­ — скажут защитники. Не лопнет ли радужный мыльный пузырь, обещанный Неизвестным? Роковая ошибка! ­- говорит о выборе Эллиды режиссер­постановщик. «Э­ге­-ге!» — ­ не раз кричит странная женщина. Эхом возвращаются к нам поступки и не поступки. Свое несчастье героиня в полной мере ощутит лет через пять. А Неизвестный уже уплыл. Получив отказ, он больше не вернется. Разве только она сама отправится на его поиски. Все­-таки силу притяжения никто не отменял. Как фокусник, Саулюс Варнас кроет «козырными историями» женские сомнения и страхи. Важно слышать зов судьбы. Когда Елена Дьяконова увидела чудака Сальвадора Дали, она была замужем за поэтом Полем Элюаром. Гала тут же разорвала замкнутый круг брака, в котором было много одиночества. Покинула квартиру во Франции -­ и переселилась в сельский домик художника в Испании. Дали рисовал любимую, как Леду, соблазненную Лебедем­-Зевсом. Муза угадала гения. «Женщина -­ самое могущественное в мире существо, и от нее зависит направлять мужчину туда, куда его хочет повести Бог», ­- писал Ибсен.

Но разве возможны такие молнии­-истории в мире обычных людей? Тут Саулюс Варнас вынул из рукава белой рубашки еще один козырь. Однажды дед режиссера был в Австралии и зашел к ясновидящей. Колдунья показала ему в стеклянном шаре суженую. Потом юноша захотел кофейку. А в кафе сидела та самая девушка из шара. Он протянул руку ­- и они пошли «вдвоем по тропе навстречу судьбе». Как в спектакле «Женщина моря». Пары сходят со сцены в зал и идут по ковровой дорожке. «Отличная дорога, такая широкая, что свободно можно идти под руку, точно жених с невестой». Брак стал гармонией. Дедушка и бабушка понимали друг друга настолько, что даже в словах не нуждались. Разговаривали сутками напролет. Но молча, на своем условном языке. Как киты, дельфины, тюлени, чайки. Счастливые браки заключаются на небесах.

«Гром и молния»!

Громовые раскаты накаляют атмосферу спектакля. Как предостережение режиссера ­ — важно уметь признать правду. Научиться обходиться без «ходулей» -­ иллюзий, на которых передвигаются актеры. Когда­-то Саулюс Варнас уже ставил «Женщину моря». «В том первом мире» была живая вода. И пришли в театр муж и жена. Правда, бывшие. Но поняли они эту горькую истину только к финалу. Пара увидела в мертвой воде семейных отношений свое отражение. «Женщина моря» стала суровым благословением на развод. А счастьем оказались встречи с настоящими половинками своих яблок. Женщина уже через полгода вышла замуж за кинорежиссера. Для победы света надо верить. «Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца, -­ терпение» (Ибсен). Иначе не поймаешь Жар­-птицу. Пауза в отношениях ­- это испытание. В сериале «Долгая дорога в дюнах» Марта «чуть­-чуть» не дождалась встречи с Артуром. Она приняла предложение руки и сердца достойнейшего человека и уехала. Но счастье где­-то потерялось… Вот и Эллида когда-­то предала мечту, выйдя замуж за Вангеля.

Саулюс Варнас так увлекает зрителей в тайны драмы счастья­-несчастья человека, что покидать места не хочется даже во время «причала»­антракта.

В финале грянул бравурный марш! Для большой компании туристов. Которые все бегут, бегут, бегут по жизни. Женятся и выходят замуж по общепринятому «лекалу». Если вы ищущие и понимающие, то смело погружайтесь в атмосферу «Женщины моря». В «морской стихии» вы откроете глубины и тайны настоящего чувства. Любовь -­ та птичка­-невеличка, которая «колдует-­воркует» «у самого сердца». Вьет «гнездышко-­клубочек», выстилает его белыми перышками. «Женщина моря» Саулюса Варнаса манит, как обещание счастья.

Елена МАКСИМОВА, фото Галины Гаврилович

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here