Воздушные асы

Прославленный советский летчик Иван Кожедуб был в Могилеве в 1966 году и встречался со своим командиром и наставником, полковником авиации в отставке могилевчанином Борисом Литвиновым.

Иван Никитович Кожедуб, ас № 1 советских Военно-Воздушных сил, в годы Великой Отечественной войны, по официальным данным, сбил 62 немецких самолета, а по его личным — 104 немецких и 3 американских Б-17, летевших в апреле 1945 г. бомбить немецкие заводы, находившиеся в советской зоне оккупации. Иван Кожедуб был в нашем городе в конце августа 1966 года, и мне довелось видеть прославленного героя войны. В те дни в Любуже проходил республиканский слет туристов — участников похода по местам боевой и трудовой славы советского народа. Его участники выступали на митингах и собраниях на предприятиях и в учебных заведениях города, заложили сквер по проспекту Мира, 25, рядом с тогдашним магазином «Дом одежды». Лет 10 возле деревьев этого сквера имелись прикрепленные таблички с фамилиями посадивших их, в том числе и Кожедуба, затем таблички исчезли.

Кожедуб2

Однако не благодаря республиканскому слету посетил Могилев прославленный летчик, генерал, занимавший в то время высокий пост в ВВС страны, а благодаря могилевчанину Борису Ивановичу Литвинову, своему фронтовому командиру и наставнику, полковнику авиации в отставке, который все послевоенные годы жил здесь. Ведь именно в составе 302 истребительной авиадивизии, которой командовал полковник Литвинов, в марте 1943 г. начал свой боевой путь летчик Иван Кожедуб.

И в том, что Кожедуб стал воздушным советским асом №1, есть немалая заслуга его командира, опытного летчика Литвинова.

Надо подробнее рассказать о нашем земляке Б.И. Литвинове, тем более, что делаем мы это, по-моему, впервые, и своею жизнью и судьбой он заслуживает нашей памяти.

18-летний Борис Литвинов поступил в 1925 г. в Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу, а затем — Севастопольскую летную школу, после чего ему было присвоено звание «военный летчик». Необходимо отметить, что он становился на крыло вместе с прославившими советскую авиацию Валерием Чкаловым, Сергеем Руденко, Михаилом Водопьяновым и др. Боевую службу начал на Дальнем Востоке. В 1929 г. Борис на своем «Р-1» выполнял вылеты на поддержку сражавшихся на КВЖД советских войск под командованием В.К. Блюхера. Проявил себя в боях и был назначен командиром авиаотряда. В годы первых пятилеток в Советском Союзе была создана новая авиационная техника, и майор Литвинов не только умело сам освоил ее, но и учил летать своих молодых товарищей. Служил инспектором по технике пилотирования в авиабригаде, которой командовал известный летчик, позднее ставший дважды Героем Советского Союза, Яков Смущкевич. Затем в 1939 году участвовал в войне с японскими самураями на Халхин-Голе. Здесь Борис Иванович сбил два самолета противника, был ранен. После излечения выполнял обязанности связного летчика у командующего нашими войсками в Монголии Г.К. Жукова. Был награжден орденом Красной Звезды, который вручил в Кремле ему председатель ВЦИКа М.И. Калинин. Затем новая война — советско-финляндская.

Кожедуб1

22 июня 1941 г. подполковник Литвинов встретил, будучи заместителем командира 39 истребительной авиадивизии, дислоцировавшейся под Псковом. С первых дней войны летали на прикрытие наших войск в Прибалтике и Беларуси, а затем города Ленинграда. Воевать и сбивать бронированные «мессеры» и «юнкерсы» совсем было не просто, но летчик Литвинов «приземлил» немца в ленинградском небе в числе первых. В декабре 1941 г. был назначен командиром своей дивизии, затем заместителем командующего ВВС 8-й армии, с декабря 1942 по март 1944 гг. командовал 302 авиационной истребительной дивизией, которой затем было присвоено звание 14-й гвардейской. Именно в эту дивизию в марте 1943 года и прибыл для дальнейшего прохождения службы летчик, старший сержант Иван Кожедуб. Борис Иванович заметил молодого летчика, поддержал его при первых неудачных боевых вылетах. Сегодня пишут, что Кожедуб ни разу за войну не был сбит. Но это не совсем так. В первом боевом вылете он был подбит прямо над своим аэродромом и с трудом посадил свой изрешеченный самолет. К сожалению, и погиб Иван Никитович трагически, но не в небе, а на земле. В 1991г., после крупного разговора с женой (она, несмотря на маршальское звание супруга, командовала им беспрекословно) он на даче стал ремонтировать свою автомашину «Волга». Поднял ее домкратом и полез подкручивать подвеску, но, видимо, в возбужденном состоянии установил его неровно, и полуторатонная машина придавила героя.

В феврале 1944 года Кожедубу присвоили впервые звание Героя Советского Союза. Представление подписал командир дивизии полковник Литвинов. Фронтовая дорога далеко не у всех и не всегда была ровной и прямой: с марта 1944 по апрель 1945 г. Борис Иванович командовал авиаполком, затем являлся заместителем начальника Конотопского авиационного училища по летной подготовке. В 1948 году ушел в запас и переехал в родную Беларусь, в город Могилев.

Вот к нему генерал Кожедуб в первый день пребывания в Могилеве теплым августовским вечером прибыл на квартиру и, приложив руку к головному убору, как тогда, весной 43 года, доложил:

— Товарищ командир! Летчик, генерал Кожедуб прибыл в ваше распоряжение.

А потом был длинный вечер. За столом вспомнили фронтовых товарищей, сгоревших в небе над Курской дугой, Беларусью и Прибалтикой, Польшей и Германией. Поделились своим послевоенным житьем-бытьем. Борис Иванович рассказал о семье, о детях, о том, что городские власти, несмотря на послевоенные трудности, выделили квартиру в центре города, предоставили работу на металлургическом заводе. Их коллектив на хорошем счету не только в республике, но и в Союзе.

Иван Никитович рассказал о послевоенном бурном развитии авиации, о своей службе и судьбе знакомых по фронту, недавно отгремевшей войне в Корее, где его авиадивизия сбила 264 американских самолета, а сама потеряла 8 МиГов. О том, что он и сегодня летает на современном МиГ-21 с аэродрома в Кубинке под Москвой, уже генерал-лейтенант.

На следующий день Б.И. Литвинов и И.Н. Кожедуб выступали перед участниками слета и молодежью города, рассказывали о подвигах советских летчиков в годы Великой Отечественной войны, необходимости патриотического воспитания молодежи, подготовке ее к защите своей Родины.

Михаил Рыськов

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Belarusian BE English EN Russian RU